Российским владельцам дизельных автомобилей прекрасно знакома такая ситуация: после заправки машина начинает вести себя странно — двигатель плохо запускается, с трудом набирает обороты и вообще работает нестабильно, расход горючего существенно возрастает, а из выхлопной трубы извергаются клубы чёрного дыма.
Причина этого — последствия применения не слишком качественной солярки, причём, неважно, была она залита в бак при последней заправке или же ранее. Сами эти последствия представляют собой загрязнение топливной системы дизеля отложениями различных веществ, содержащихся в горючем.
Напомним, что дизельное топливо имеет весьма сложный химический состав. В нём много чего интересного, в частности, углерода, входящего в состав парафинов, которых в солярке полным-полно. Именно при сгорании углерода в двигателе, особенно на топливных форсунках, и образуется большое количество нагара.
Кроме того, в дизельном топливе имеется немало различных сернистых соединений — меркаптанов, сульфидов, дисульфидов, тиофенов, тиофанов и т. д. Они, заодно с парафинами, и образуют отложения, мешающие нормальному поступлению горючего в цилиндры.
При этом, нагар и отложения в моторе и его топливной системе мало-помалу образуются даже при использовании качественного дизельного топлива. Решить эту проблему помогают специальные присадки — не цетан-корректоры, рассказ о которых мы завершили в прошлый раз, а предназначенные именно для очистки топливной системы (вместе с форсунками) дизеля.
Но прежде, чем начать рассказ об очищающих присадках, следует упомянуть их чрезвычайно важную особенность. Вся эта автохимия содержит вещества, делающие её очень токсичной. Поэтому любые работы с такими присадками необходимо проводить в помещении с хорошо работающей принудительной вентиляцией или на свежем воздухе.
Кроме того, при работе с этой отравой нужно обязательно использовать резиновые перчатки, а также защитные очки и маску. Нельзя допускать попадания очищающих присадок даже на кожу, а не то, что в глаза или рот!
Правда, в случае, если присадка попадёт на кожу, её можно быстро смыть, и вреда она не принесет. При попадании же в глаза она, если не принять срочных мер, однозначно приведёт к слепоте, а при попадании в рот — может вызвать тяжёлое, вплоть до летального исхода, отравление.
Впрочем, все меры безопасности, необходимые при работе с очищающими присадками, указаны в инструкциях к ним. Для каждого владельца дизельного автомобиля будет не лишним перечитывать их всякий раз, когда возникнет надобность в использовании этих веществ.
Но вернёмся к объектам нашего пристального внимания. Очищающие присадки для дизелей бывают двух видов — предназначенные собственно для топливной системы и форсунок двигателя, а также для противосажевого фильтра.
Начнём описание с последних, так как моторные присадки — тема для отдельной статьи. Как известно, противосажевые фильтры (DPF) — неотъемлемая часть выхлопных систем современных дизельных моторов. Они предназначены для накопления в изобилии содержащейся в выхлопных газах сажи и её дожигания.
Проблема таких устройств состоит в том, что режим дожигания в них активируется только при работе моторах на средних и высоких оборотах. Городской трафик, понятное дело, таким условиям эксплуатации не способствует — при его постоянных пробках и ограничениях скорости дизели работают на оборотах, едва превышающих холостые.
При этом поступающая в фильтр сажа не сжигается, а только накапливается. В итоге это приводит к длительной и весьма недешёвой процедуре принудительного прожига фильтра в автосервисе.
Присадки для очистки сажевого фильтра дизельного двигателя, которые нужно просто заливать в солярку, предотвращают эту солидную потерю времени и денег. Кроме того, при их регулярном и правильном использовании продлевается срок службы фильтра и уменьшается содержание сажи в выхлопных газах.
Те же присадки, которые предназначены для очистки топливной системы, требуют более тонкого подхода к делу. Кроме того, существуют их разновидности, отличающиеся алгоритмами работы и эффективностью действия. Обо всём этом мы рассказали уже во второй части.
***