Научный и художественный прорыв эпохи кватроченто, дал миру десятки имён качественных, хороших, интересных, талантливых и даже выдающихся деятелей искусства. (Об этом несколько статей, ссылки в конце публикации).
Завершает этот внушительный список имя художника конца столетия - Са́ндро Боттиче́лли (настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но Филипе́пи) (1445 – 1510). Ботичелли - прозвище, которое можно перевести как «бочонок». Почему его так прозвали? Учёные точно не знают до сих пор.
Он является ярким представителем аристократичной, изысканной, утончённой культуры медицийского двора, приближённым которого был.
Этот художник часто обращался к традиционным в то время жанрам – портрету и библейской мифологии.
Ему принадлежат одни из первых иллюстраций к «Божественной комедии» Данте.
Важным является то, что Боттичелли, как художник, открыл для зрителей образы античной мифологии, которая тогда вызывала огромный интерес.
Самыми известными полотнами мастера на этот сюжет являются картины «Весна» («Primavera») и «Рождение Венеры». Обе эти работы иллюстрируют античные мифы.
Согласно одной из древних легенд, богиня любви и красоты Афродита, или как её стали называть римляне – Венера, появилась на свет чудесным образом (как и положено богам). Она родилась из морской пены. А морскую раковину, служившую Венере своеобразной ладьёй, ветры пригнали к суше. Здесь её встретили нимфы, и укрыли богиню одеждами. Этот миф оживает на картине Боттичелли.
Поскольку художники того времени часто обращались к символам и аллегориям, то и этот сюжет можно трактовать по-разному. Например, обнажённая Венера, стоящая на морской раковине, может являться символом христианкой души, находящейся в телесной оболочке (как жемчужина в раковине). Она уязвима перед "ветрами страстей" (Зефир и Хлоя слева), если вовремя не укрыть её "одеждами разума" (нимфа Ора справа).
А на картине «Весна» перед нами раскрывается целая история с множеством героев. Исследователи до сих пор не могут с точностью объяснить содержание этого полотна. Но предполагают, что здесь мастер изобразил три весенних месяца. Странно, но читают эту картину справа налево.
С самого правого края – персонаж странного синего цвета, с надутыми щеками, пытается поймать, убегающую от него девушку. Это западный ветер Зефир, влюблённый в нимфу Хлою. Она не разделила его чувства, и обратилась за помощью к богам. И вот на наших глазах происходит чудо – нимфа Хлоя превращается в богиню цветов – Флору.
И вот уже новая богиня торжественно выступает, рассыпая из своего подола цветы. Так начинается весна, и эта группа из трёх персонажей – месяц март.
Центр картины занимает девушка в белых одеждах с красной накидкой. Это сама богиня любви – Венера.
Над ней мы можем заметить крылатого мальчугана, целящего своей стрелой в ничего не подозревающих девушек, водящих хоровод. Этот хулиган – сын Венеры – Амур, ранящий сердца стрелами любви.
Глаза Купидона завязаны, потому как "любовь слепа".
А его случайными жертвами на полотне становятся Грации – спутницы Венеры, символизирующие красоту и гармонию природы. Все эти персонажи, связанные темой любви – центральный месяц весны – апрель.
И завершает композицию фигура юноши в красном, поднявшего свой посох к небесной дали. Это Меркурий, сын нимфы Майи, который указывает на первое созвездие наступающего лета. Он завершает весенний цикл.
Полотно насыщено символами. И это не только античные персонажи, выступающие в качестве аллегорий, поясняющих сюжет, но и предметы, и растения (подсчитано, что здесь изображено более 500 видов). Например апельсиновые деревья на заднем плане в картине "Весна" могут означать как плотскую, физическую любовь (плоды Древа Познания), но также трактуются как символ семейства Медичи.
Хотя, на самом деле, предложенное толкование сюжета и смысла картины "Весна" является далеко не единственным.
Герои картин Боттичелли почти всегда пребывают в состоянии тихой отрешённости. Между ними отсутствует внутренняя связь, они словно погружены в себя настолько, что не замечают происходящего вокруг.
Их тела, хоть и объёмны, но удивительно легки – ноги едва касаются земли, и, кажется, что на них не распространяется закон всемирного тяготения, ещё чуть-чуть – и они воспарят.
Художник мастерски владеет рисунком – контуры фигур, линии складок одежд, локоны «змеящихся» тяжёлых волос – всё это создает причудливый орнамент, сообщающий картинам «нервный» ритм и своеобразную вибрацию.
Герои полотен Боттичелли размещены в таком же, не вполне реальном, как и они сами, пространстве. Мастер словно отказывается от освоенной его предшественниками линейной перспективы, и создаёт на своих картинах своеобразную декорацию, имеющую весьма условную глубину и объём, в которой действуют его персонажи.
Интересно, что художник всегда пишет один и тот же женский типаж - красивое лицо, с тонкими гармоничными чертами, обрамлённое светлыми с оттенками золота, вьющимися волосами, с чуть припухшими, словно от спрятанных слёз, веками, всегда овеянное тихой грустью или меланхолией.
Как писал один из жизнеописателей Боттичелли о его Мадоннах и Венерах: они «производят впечатление утраты, вызывая в нас этим чувство неизгладимой печали… Одни из них утратили небо, другие – землю».
Для обозначения тихой грусти, меланхолии, светлой печали, которыми веет от полотен этого мастера, в искусствоведческой литературе даже появился специальный термин - «боттичеллевское настроение».
Считается, что моделью для Боттичелли послужила возлюбленная герцога Джулиано Медичи - Симонетта Веспуччи, умершая в возрасте 23 лет.
Очевидно, художник тоже был очарован этой красавицей. Её чертами он наделял практически всех героинь своих полотен, даже спустя много лет после кончины Симонетты. Их мы видим и в женских портретах, и в образах Мадонны, и в античных богинях на картинах мастера. В своём завещании он просил похоронить себя вблизи той, чья красота вдохновляла его на протяжении всей жизни.
Умер художник в преклонном возрасте, пережив всех своих друзей и единомышленников. В конце пути он испытал духовный и творческий кризис. Последние 10 лет, перешагнув через рубеж веков, Боттичелли больше не писал, так и оставшись мастером кватроченто.
Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации канала вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне