Те, кто бывал в Европе в последние лет 10–15, наверняка видели живые скульптуры. Это молодые (и не совсем) ребята и девчата, которые на улице одеваются в замысловатые одежды, мажутся ярким гримом и играют какую-то роль.
Чаще эта роль не динамическая. Например, стоит какая-нибудь Снежная королева или какой-нибудь Колумб без движения несколько часов, а если им дать денюжку – они могут тебе поклониться. Если дать денег чуть больше – могут даже станцевать, изобразить сценку. Или сфотографироваться рядом с тобой.
Казалось бы, работа – «не бeй лeжaчeго»: стоишь себе на улице, забавляешься, ничего особого не делаешь, главное – вырядиться в костюм и за это получать деньги; и чем больше туристов – тем выше твой заработок.
Но на самом деле не всякого возьмут на такую работу. И дело тут не только или не столько в конкуренции за пoдaяние заработок. Основная проблема – в том, что для работы живой скульптурой надо многое знать и уметь. Далеко не всякий сможет правильно сыграть роль.
В разных городах Европы я видела много таких статуй. Но, пожалуй, больше всего их – в Барселоне на знаменитом бульваре Рамбла. Это прямо-таки царство живых скульптур.
Кстати, здесь же и появились самые 1-ые живые скульптуры наших дней (а уже их история корнями уходит в старинные уличные представления).
С тех пор они распространились вплоть до Латинской Америки.
Во время прогулки по Рамбле гид рассказал нам, какие требования предъявляют к соискателям на должность живой скульптуры (звучит-то как!..):
1) актер на роли такого живого памятника – это, как правило, мим. Поэтому он должен быть способен сыграть небольшую пантомиму – от мифологического сюжета до бытовой сценки.
Допустим, изображающий английского строгого джентльмена должен уметь расшаркиваться несколько минут благочинно, бла-ародно и одновременно так, чтобы публике стало весело и она захотела забросить побольше монеток в ведерко, стоящее рядом с мимом.
Не всякий сможет так сыграть.
Даже если априори вам подобное кажется простым – попробуйте сами: получится ли вам развеселить зрителей? Причем среди зрителей должны быть не лояльные к вам ваши родственники и друзья, а незнакомые люди, в том числе те, кто «пережил и многое, и многих, и многому изведал цену…».
То есть надо настроиться на самые критично-предвзятые оценки со стороны – но умудриться всем понравиться;
2) такой уличный актер должен несколько часов имитировать статую из мрамора либо металла. Это довольно нелегко. Так что претендент должен быть выносливым и терпеливым психологически и физически;
3) имитация статуи требует нанесения толстого слоя грима и специальной краски и на лицо, и на одежду, и даже на тeлo. Поэтому соискатель на роль памятника должен быть готов к тому, что ему придется после работы сначала активно отмываться, а потом активно защищать себя разными кремами и прочими косметическими ухищрениями;
4) соискатели на живые скульптуры в Барселоне не просто так приходят, встают на улице и зарабатывают, они должны пройти специальный конкурсный отсев в муниципалитете. По результатам отсева счастливчикам выдают официальное разрешение на эту работу.
Некоторые при этом также получают рекомендации на «дошлифовку» образа, например на дополнение стиля какими-либо движениями или аксессуарами;
5) работа эта – не стихийная, приходить просто «по велению сердца» не получится, каждый актер имеет строгий график работы. А это, как правило, от 10 до 12 часов стояния на улице;
6) и место для своей работы просто так не выберешь – тебе в том же муниципалитете назначат строгую точку, где ты и будешь базироваться все время;
7) прежде чем начать выступать в каком-то образе, надо узнать его историю. Если это реальный деятель истории – надо изучить его биографию, от серьезных фактов до веселых и интригующих. Если это народный персонаж – надо почитать о его характере, посмотреть фильмы и спектакли с исполнением этой роли другими актерами;
8) важно быть готовым к любой смене погоды. Просторные костюмы во многом решают этот вопрос – под них даже термобeльe влезет. А вот, к примеру, oткpытые плeчи – это уже проблема более сложная в случае дождя или заморозков;
9) одна и та же скульптура на одном и том же месте публике может надоесть, так что актер должен быть готовым часто менять либо играемый им образ, либо место работы. Поэтому живые скульптуры порой переезжают из одного города в другой, даже мигрируют в разные страны.
Что в итоге получают за всё это актеры?
- Заработок. Он может стартовать с евроцентов для новичков на нелюдных улицах и доходить до нескольких сотен евро для маститых любимцев публики на шумных туристических площадях.
- Старт актерской карьеры. Впрочем, не для всех.
- Возможность «мир посмотреть – себя показать».
- Главное – жизненный опыт. Ощущение того, что философы называют экзистенцией, а люди поэтичные характеризуют как «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется "жизнь"»...
П. с. В продолжение темы читайте мою Дзен-статью «Рамбла: испанский брат Арбата». А на кypьeзную тему пpо путешествия читайте пост «"Макдоналдс – сеть бесплатных тyaлeтов по миру": как я это народное утверждение проверяла».
#путешествие #путешествия #европа #культура #психология #общество #интересные факты