Существует мнение, что главный герой в литературном произведении должен быть «обычным человеком», «таким как ты и я», чтобы быть близким читателю. Иначе говоря, чтобы его проще было понять, сопереживать ему и так далее. Но давайте разберёмся, так ли хорошо, когда герой – просто «обычный человек». Член серой массы, к которой, как правило, никто причислять себя не особенно хочет.
Ничем не примечательный герой – скучно.
Задумайтесь, действительно ли вам хотелось бы читать книгу, в аннотации которой вы прочтёте, что это история об обычном парне Иване, который, как все, живет своей жизнью, печалится и радуется, любит и ненавидит, и в целом – среднестатистический обыватель?
И истории, которые с ним случаются, всё в тех же, среднестатистических рамках – точно такие, какие происходили хоть раз в жизни с каждым. Обычно такие книги оправдывают, называя «жизненными», в которой действительность предстаёт такой, какая есть, но это лишь оправдание.
На самом деле искушённого читателя вряд ли заинтересует подобное произведение.
Выход номер один: главного героя следует делать необычным человеком. От совершенно уникального, необычного подхода к жизни и к миру, до абсолютно удивительных особенностей психики. За таким героем действительно интересно наблюдать даже в самых обычных жизненных ситуациях, хотя бы лишь потому, что при его участии эти ситуации уже попросту не смогут развиваться по привычной всем схеме и логике. При этом, что весьма неплохо, совсем необязательно, чтобы вот эта необычность главного героя была основой сюжета, и чтобы всё вертелось вокруг неё и из-за неё. Она может идти и просто фоном для основных событий, которые сами по себе возникают вне зависимости от личных качеств героя.
Выход номер два – альтернативный вариант, который позволяет подойти к проблеме с обратной стороны. Он подходит тем, кто, например, ну никак не хочет делать своего главного героя необычным – из принципа или в силу каких-то причин, глубоко значимых для самой задумки произведения. И тем более, если у автора возникает внутренний протест, вроде: «Не обязательно же, чтобы каждый главный герой каждого произведения был уникальным и не обычным человеком». В таком случае формула звучит так:
«Обычный человек в необычных обстоятельствах»
И когда обстоятельства, в которые попадает главный герой, совсем необычные, то в любом случае интересно, что будет дальше, пусть даже перед нами самый среднестатистический гражданин. Степень необычности определяет автор, тут тоже велик простор для фантазии: начиная от необычного места жительства (другая галактика), места работы (секретный агент) или учёбы (школа волшебства), и заканчивая типичными попаданцами.
Причём, опять-таки, необычная ситуация не обязательно должна быть основой сюжета, она может быть просто средой, в которой герой решает самые обычные жизненные проблемы, например, переживает сложные отношения и драму с кем-то.
И ещё одна подсказка:
Лучше, если у героя будет личная проблема.
Нет, речь не о проблематике произведения и не об основном конфликте, вокруг которого строится сюжет (а конфликт, как известно, основа любого не-детского произведения). Тут в виду имеется проблема, с которой герою приходится справляться, или же сосуществовать с ней, и которая возникает в отрыве от основных коллизий – чем добавляет герою глубины. Ведь, как ни банально, герой может раскрываться для читателя во всех своих личностных особенностях не только в коллизиях основного сюжета, но и побочных веток, а то и параллельных, не связанных с сюжетом никак.
И личную проблему (это не обязательно проблема в личной жизни) герой может приобрести уже на глазах у читателя, по ходу произведения – или же на момент начала произведения он может иметь таковую. Например, что-то произошло в его прошлом и до сих пор не даёт ему покоя, тянется за ним, словно тень, напоминает о себе – пусть даже в виде комплексов, снов и воспоминаний. Это как минимум.
А вот уже то, обычная эта проблема будет, вроде тяжёлого детства или судебного иска, или же необычная, вроде бытности в плену у пришельцев лет пять назад – решать автору. Тут уже нет какого-то принципиального «ограничения», самое главное, что это проблема – и важно, чтобы она была не просто банальным препятствием, а именно такой, которая поможет автору дополнительно раскрыть некоторые глубинные черты героя перед читателем.