Пушкинские Горы были освобождены 12 июля 1944 года. Писатель Н.С.Тихонов вспоминал: «Неподалеку от могилы поэта, у Новоржевского шоссе, по которому катилась на запад лавина наших наступающих войск, появилась в эти дни надпись: "Могила Пушкина здесь! Отомстим за нашего Пушкина!"» И было за что мстить…
Приношу свои извинения, если кто-то сочтёт, что я повторяю комментарии читателей: моя статья была уже готова, когда, несмотря на мои просьбы, к предыдущей было прикреплено несколько комментариев с использованными и мной материалами и даже фотографиями. Печатаю всё равно то, что написала. Но ещё раз умоляю не забегать вперёд.
По территории заповедника проходил заранее подготовленный немцами рубеж обороны, и была она напичкана минами. В заключении Чрезвычайной Государственной Комиссии сказано: «Фугас огромной силы был заложен на дороге с восточной стороны, у подножия могилы Пушкина: немцы прорыли специальный туннель, протяжением в 20 метров, тщательно замаскированный, в который были заложены специальные мины и 10 авиабомб по 120 килограммов каждая. Взорвать его немцы не успели ввиду стремительного наступления Красной армии.
Оккупанты хорошо знали, что, войдя в Пушкинские Горы, бойцы и офицеры Красной армии прежде всего посетят могилу поэта, и потому немцы превратили её в западню для патриотов». В могилу Пушкина были заложены три противотанковые мины РМИ 43. В день освобождения они были извлечены сапёрами. Однако на следующий день при работах по разминированию…
Рассказывает начальник штаба 157-го инженерно-сапёрного батальона Н.Помилуйко: «13 июля 1944 года взвод старшего лейтенанта С.Е.Покидова… обнаружил мины на дороге у самой монастырской стены, как раз там, где на холме возвышается памятник поэту. Во время разминирования сапёры обнаружили противотанковые мины нового образца, ранее не встречавшиеся. Взрыватель одной из мин был установлен на неизвлекаемость. При попытке обезвредить её, раздался взрыв. Видно, очень спешили сапёры и ошиблись… Их захоронили за оградой Святогорского монастыря вместе с теми воинами, что погибли при освобождении Пушкинских Гор».
Могилу Пушкина удалось спасти. Посмотрите на фотографию: на ней сапёры показывают членам комиссии, как был разминирован памятник (чтобы скрыть «работы», немцы обшили его досками).
Однако, как писал хранитель заповедника С.С.Гейченко, «от волны при взрыве Успенского собора памятник на могиле поэта отклонился в сторону обрыва на несколько градусов и стал постепенно оседать». Позволю себе поместить акварели, сделанные в 1946 году: так выглядел Успенский собор…
Гейченко подробно рассказал, как проводились работы по воссозданию памятника, и желающих я отсылаю к его статье (она многократно публиковалась), но основные моменты напомнить считаю необходимым, как и слова Семёна Степановича «То, о чём я рассказываю в этой заметке, строго документально». В течение нескольких лет велось наблюдение над процессом оседания памятника. Когда стало ясно, что процесс разрушения усилился, было решено «в течение лета 1953 года ликвидировать отклонение памятника, произведя общую реставрацию пушкинского надгробия».
И вот рассказ Гейченко об этих работах почему-то дал пищу для просто какой-то вакханалии публикаций с глумливыми названиями вроде «Могила Пушкина в Святогорском монастыре. Кто в ней на самом деле похоронен?» Мне вот только интересно, посмели ли бы авторы печатать их при жизни Семёна Степановича?!
Что мы можем узнать, прочитав их?
1. Никакого тела в могиле нет.
2. Тело есть, но это не Пушкин (причём подчас в одной статье можем встретить и рассказ, что в могиле похоронен неизвестно кто, и авторские переживания на могиле великого поэта – а как это сочетать, автор даже не задумывается).
3. На могиле поэта, возможно, «было совершено ритуальное убийство неизвестных людей» (не думайте: Кот писал, даже не понюхав валерьянки, хотя прочитавшему это она, вероятно, потребуется). Просто авторы, увидев масонские символы на памятнике (их действительно достаточно много) и прочитав, что «на дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости» (цитирую отчёт Гейченко), сделали вывод, что был совершён «некий ритуал, который условно можно назвать “мёртвая голова”», и размышляют о культе, возникшем много лет назад (размышляют так, что мне вспоминается, в первую очередь, Михаил Александрович Берлиоз с его «лекцией об Иисусе»). Есть, правда, и ещё одно объяснение этих черепов: «”два ангела”, которые были даны Пушкину “во дни былые”, теперь “стерегут тайну” его гроба», и эти ангелы… Александр I и его супруга.
Давайте всё же остановимся и обратимся к рассказу Гейченко и прочитаем его не как «криптограмму» (по определению «исследователей), а с уважением и вниманием. Итак, при вскрытии могилы «обнаружилась камера, квадратная по форме, со стенами, облицованными кирпичом в один ряд. Высота камеры 75 сантиметров. В восточной стене её маленькое окошечко. На дне камеры были обнаружены два человеческих черепа и кости. Экспертиза показала, что кости принадлежат людям пожилого возраста. Останки были обмерены и помещены в специально приготовленный свинцовый ящик. Этот ящик поместили в камеру, когда, по окончании реставрации, детали памятника были вновь поставлены на свои места». Вот эти кости, обнаруженные в камере, и не дают покоя «изыскателям». Все их догадки приводить не стану, они не менее фантастические, чем те, что указаны мной выше.
Я не могу, конечно, точно объяснить появление черепов в могиле поэта и, по глупости своей, предпочитаю вспомнить, что вообще-то некогда вокруг могилы поэта было монастырское кладбище, где хоронили умерших и годы спустя… Хранитель некрополя Ганнибалов В.Герасимова среди прочего высказывает и версию, что в 1902 году «рабочие, оставленные без надзора, возложили над нетленной головой русского гения останки кого-нибудь из своих почтенных родственников».
А к своей последней статье я получила комментарий, на мой взгляд, тоже заслуживающий внимания. Автор его анализирует эпизод, когда бандитами был сброшен надмогильный памятник: «Рискну предположить, что они раскопали весь некрополь в поисках ценностей и, конечно же, вскрыли склеп Поэта, повредив гроб. А вот потом кто-то из местной власти, чтобы ему не настучали по шапке, закрыл наскоро склеп, а над ним создал небольшое пространство, выложенное кирпичом, куда и поместили часть выкопанных вандалами останков родных Пушкина. Генетических экспертиз, насколько я знаю, не проводили». По-моему, очень возможно (правда, не думаю, что склеп вскрывали, но вполне могли подбираться к нему).
Почему-то многих смущает отсутствие ящика, в котором привезли гроб с телом поэта. Но напомню, что в 1902 году остатки его видели: «При погребении поэта гроб его был вложен в деревянный ящик, но от ящика остались, по словам рабочих, только несколько гнилых досок, которые лежали тут же около могилы». За прошедшие с тех пор ещё пятьдесят лет, думаю, и эти доски прекратили своё существование.
А дальше у Гейченко идёт рассказ об обнаружении (ниже этой самой камеры) праха поэта: «…перед нами крышка склепа с гробом Пушкина. Вдоль крышки свода шла всё та же трещина. Два кирпича обвалились внутрь склепа.
Принесли электрический фонарь и осторожно опустили его в отверстие. Все затаили дыхание. Когда глаза наши привыкли к свету, как будто из тумана выплыли контуры помещения. На дне склепа мы увидели гроб с прахом поэта…
Хорошо сохранились стенки, изголовье и подножие гроба. Никаких следов ящика, в котором гроб был привезен 5 февраля 1837 года, не обнаружено. На дне склепа остатки еловых ветвей. Следов позумента не обнаружено. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались волосы…»
И вот начинается «анализ» современных исследователей (из статьи А.Зинухова), в котором поражает многое. Вот, например, такое заявление: «Ни слова о том, куда делись позолоченные украшения с крышки гроба. Крышка провалилась, говорит Гейченко, тогда они должны быть внутри. Неужели археолог Шульц их не заметил? Как не заметил и пулю, которая должна была остаться в крестце трупа. В это трудно поверить, вероятно, украшения украдены с гроба еще в 1902 году. А пули в гробу просто не оказалось. Она осталась в теле Пушкина, а не того, кто под этим именем лежит в чужой могиле».
Про украшения, возможно, и правда. А вот про пулю… Конечно, всем известны слова В.И.Даля, что пуля найдена не была, - «Время и обстоятельства не позволили продолжать подробнейших розысканий». Что за «обстоятельства»? По мысли «исследователей», III отделение. Я рискну напомнить, что время действительно было очень ограничено: кабинет поэта по высочайшему повелению был опечатан, вскрытие производилось в «ближней горнице», и совсем рядом находились не только жандармы, но и вдова…
Чего же хотят «исследователи», «расшифровывающие» отчёт Гейченко таким образом: «Мне кажется, что фраза Гейченко переводится с языка шифров на обычный язык следующим образом: ничего, напоминающего останки Пушкина, в могиле не обнаружено. Правда, найдены волосы, но учёный обязан доказать, что это волосы Пушкина. Почему-то ни их цвет, ни внешний вид не вызвали интереса у Гейченко. Не соответствовали ни по виду, ни по цвету волосам Пушкина, тому, как их описывали современники? Почему Гейченко отправил в музейный фонд гвоздь и кусочек дерева от гроба, а волосы нет? Сегодня у нас имелась бы возможность сравнить их с волосами, хранящимися в Пушкинском Доме. Он не мог этого допустить, ибо тогда пришлось бы решать загадку: а где же похоронен Пушкин?»
Не знаю, повторюсь, возможно я и глупа и «зашорена». Однако напомню знаменитую фразу И.А.Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник». Работы, о которых пишет Гейченко, «проводила группа специалистов псковской научно-реставрационной мастерской под руководством инженера М.Никифорова. В качестве консультанта был приглашен известный советский археолог Павел Николаевич Шульц — мой товарищ по университетским годам и музейной работе в Ленинграде». Были ли среди них те, кто рискнул бы проводить экспертизу останков поэта? Не думаю. Это только самонадеянный автор статьи пишет: «Вся реставрация 1953 года затеяна именно с целью взглянуть, а может быть, и изучить останки поэта». В отличие от него, те, кто работал тогда, не позволили бы себе «грязными руками» копаться в останках поэта – именно поэтому в музей отправлено то, что находилось снаружи, а не внутри гроба. Напомню, кстати, что современных методов генетической экспертизы тогда ещё не знали.
Ну, и теперь «требования» «исследователей» с великолепным замечанием о Гейченко: «Отделаться фразой “прах Пушкина сильно истлел” ему, конечно, не удастся» (забыл, вероятно, что пушкинский «домовой» ушёл из жизни почти тридцать лет назад и ответить ничего не сможет): «Есть необходимость рассеять все сомнения вокруг смерти и захоронения Александра Сергеевича. Необходима эксгумация останков. Это позволит не только произвести экспертизу ритуальных черепов, но и выяснить окончательно, кто же в могиле захоронен.
Даже если предположения о возможной подмене тела поэта окажутся неверны, в случае эксгумации можно будет решить специфические научные задачи.
Во-первых, окончательно выяснить, каким был Пушкин. Не портреты изучать, как предлагал антрополог Д.Н. Анучин, а возможно, по методу Герасимова воссоздать подлинный облик поэта.
Во-вторых, разобраться с многочисленными потомками так называемой английской ветви, ведущей свое происхождение от дочери Пушкина Натальи Александровны.
Наконец, В.И.Даль утверждал, что при вскрытии тела Пушкина пулю не извлекали. Теперь появляется возможность найти её и точно определить, из какого оружия стреляли и смертельно ранили поэта, а следовательно, и кто стрелял, другими словами, верно ли предположение, что стрелял снайпер».
Вот мне почему-то особенно не даёт покоя фразочка о том, что нужно «разобраться» с английской ветвью, - а с чем там «разбираться»? Не иначе, как автор собирается проверять версию, что отцом Наташи Пушкиной был император… Мерзенько как-то! Малаховщина чистой воды. Так и представляется аудитория, где собравшиеся, перебивая друг друга и никого не слушая, станут каждый высказывать свою версию, забывая о том, что сами-то они, по сути, те самые «сапожники» и «пирожники», которые занимаются не своим делом!
Не пора ли прекратить пляски на могиле Поэта?
Совсем скоро - очередная, 185-я, годовщина его гибели. И давайте будем не перебирать сомнительные доводы из газеты «Совершенно секретно» и ей подобных, а просто вспомним его строки:
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
Пред ясным восходом зари,
Так ложная мудрость мерцает и тлеет
Пред солнцем бессмертным ума.
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал
Навигатор по всему каналу здесь