В последние годы в обществе все чаще звучит такое понятие, как харасчмент.
Это сексуальные домогательства и любые другие действия, которые заставляют человека, на которого они направлены, чувствовать дискомфорт, унижение и страх за свою безопасность. Это могут быть неоднозначные намеки, прикосновения, высказывания и т.п.
Для начала следует прояснить, что сексуальные домогательства и сексуальное насилие – это не про секс. Люди, которые думают, что если женщина подверглась домогательствам или насилию, то она сама спровоцировала эти действия (свои поведением или внешним видом), глубоко заблуждаются.
Харассмент и насилие – это всегда про власть. Логика у насильника в таком случае заключается в том, что он имеет силу и возможности, чтобы подчинить своей власти того, кто находится в слабой или подчиненной позиции.
Почему, когда девушки чувствуют домогательства по отношению к себе, то они часто оказываются не способны оказать сопротивление и защитить себя? Потому что в нас эволюцией заложено 3 защитные реакции: бей, беги и замри. И вот именно замирание и оцепенение чаще всего происходят с жертвами, потому что происходящее сбивает с толку, потому что это никак не ожидается.
Так же в нашей психике существует иллюзия про справедливый мир. Мы думаем, что все наши поступки имеют закономерные последствия. Эта иллюзия пошла из нашего детства, когда родители учили «будешь хорошо себя вести, к тебе будут хорошо относиться окружающие» или «будешь хорошей девочкой, с тобой ничего плохого не случится». В случае если человек эту иллюзию теряет, тогда возрастает уровень тревоги. Это очень некомфортное состояние. И поэтому первая защитная реакция нашего сознания заключается в том, что если справедливый мир был нарушен, то значит, нужно срочно его восстановить.
Первая мысль у человека, который стал жертвой домогательств, «что я сделал не так?». Ведь если мир справедлив, но со мной так поступили, значит, увидели во мне провокацию. Весь этот механизм работает на ошибочном убеждении, что причина во мне, а если причина во мне, то я могу все исправить. И появляется еще одна иллюзия – если я могу все исправить, значит, я имею контроль над своей жизнью, а значит, я подобных инцидентов больше не допущу. Такие логические цепочки воспринимаются легче, чем осознание того, что мы не имеем контроля над своей жизнью и тем, что в ней происходит.