Пришло время рассказать вам о еще одном немецком танке времён Второй мировой войны.
Сегодня речь пойдёт о самом массовом танке Вермахта — Pz.Kpfw. IV, который я встретил во время посещения «Музея Победы» на Поклонной горе в Москве.
Как и у другой военной продукции Германии у танка несколько названий: Panzerkampfwagen IV, Panzer IV, Sd.Kfz. 161 (инвентарное обозначение).
В СССР он был известен, как «T-IV». В данной статье я буду использовать лишь обозначение Pz.Kpfw. IV, но вы просто держите в голове, что другие названия тоже совершенно верны и имеют право на существование.
Средний танк Pz.Kpfw. IV был разработан в конце 1930-х годов. Его серийно выпускали с 1937 по 1945 год в нескольких модификациях.
За всё время произвели 8553 танка, что сделало его второй по численности немецкой полностью гусеничной боевой машиной времён Второй мировой войны: по количеству изготовленных экземпляров он уступал лишь штурмовому орудию StuG III, о котором, я уже рассказывал в прошлой статье:
Давайте начнём с истории возникновения этого танка.
По условиям Версальского мирного договора потерпевшей поражение в Первой Мировой войне Германии запрещалось иметь бронетанковые войска и вести разработки в этом направлении.
Но Германия показала весь свой бунтарский дух и уже с 1925 года тайком вела работы по созданию танков.
К 1933 году германским конструкторам удалось создать первый танк Pz.Kpfw. I. Дальнейшие разработки привели к серийному Pz.Kpfw. III, о котором я также подробно рассказывал.
Это был отличный танк, но из-за некоторых ограничений по его вооружению, было решено в помощь создать более тяжёлую машину с более дальнобойным орудием с мощным осколочным зарядом. Так появился Pz.Kpfw. IV.
Свои проекты будущего «танка поддержки» показали фирмы Rheinmetall, Krupp, Daimler-Benz и M.A.N., но лучшим среди них был признан танк VK 2001(K) компании Krupp, конструктивно во многом повторявший Pz.Kpfw. III.
Проект подразумевал шасси с шестиколесной рессорной подвеской Schachtellaufwerk с чередующимися в шахматном порядке опорными колесами (такие уже использовались на немецких полугусеничных машин).
Но такое решение для танка посчитали непрактичным и заменили на подвеску с восемью опорными катками по каждому борту.
В октябре 1937 года был начат серийный выпуск первой версии Ausf.A.Эти танки во многом всё ещё являлись предсерийными машинами и имели защиту лишь от пуль, а также слабо защищённые приборы наблюдения.
В качестве основного вооружения на машине была установлена короткоствольная 75-мм танковая пушка Kampfwagenkanone 37 L/24, похожая на гаубицу.
Сразу после окончания производства первой серии (в количестве 35 штук), Krupp приступила к производству улучшенной второй серии, или Ausf.B.
Усовершенствования включали, например, замену оригинального двигателя на более производительный Maybach HL 120TR мощностью 300 л.с.
В некоторых местах сделали толще броню, а также добавили новую командирскую башенку, позаимствованную у Pz.Kpfw. III Ausf.С. Танков второй серии сделали 42 штуки.
Первой сравнительно массовой модификацией стал Ausf.C., выпускавшийся с сентября 1938 по август 1939 года.
Внешне он практически не отличался. Изменения коснулись замены двигателя на HL 120TRM той же мощности, а также увеличении до 30 мм толщины брони башни.
Всего сделали 135 танка в варианте Ausf.C.
У следующего Ausf.D бортовую и кормовую броню увеличили до 20 мм, а внутреннюю бронемаску башни заменили на внешнюю толщиной 35 мм.
До мая 1941 года сделали 232 танка этой модификации (в двух версиях — 4.Serie/B.W. и 5.Serie/B.W.).
Во время Польской кампании была выявлена недостаточная бронезащита танков Pz.Kpfw. IV Ausf.D., поэтому было решено идти дальше по пути повышения защищённости танка.
Так появился Ausf.E, толщина нижней лобовой плиты которого была доведена до 50 мм, а над верхней лобовой и боковыми плитами ставили дополнительные плиты толщиной 30 и 20 мм, соответственно. Добавили новую командирскую башенку.
До апреля 1941 года параллельно с Ausf.D выпустили 206 танков в варианте Ausf.E.
Решение с внешней бронёй изначально считалось нерациональным и было временным, поэтому уже в апреле 1941 года на свет появилась новая модификация Ausf.F.
На ней я предлагаю остановиться чуть подробнее, потому что выставленный в музее экземпляр относится именно к этой версии.
Вместо навесной брони предшественника, толщину лобовой верхней плиты корпуса, лобовой плиты башни и маски орудия увеличили до 50 мм, а толщину бортов корпуса и бортов и кормы башни — до 30 мм.
Ломаный лобовой лист вновь спрямили, но при этом сохранили курсовой пулемёт, а бортовые люки башни получили двойные створки.
По сравнению с самым первым Ausf.A масса танка выросла на 22,5%, поэтому конструкторы решили установить более широкие гусеницы, позволившие снизить удельное давление на грунт.
Другие, менее заметные изменения, включали введение вентиляционных воздухозаборников в среднем лобовом листе для охлаждения тормозов, иное расположение глушителей и слегка изменённые в связи с утолщением брони смотровые приборы и установку курсового пулемёта.
Впервые к производству кроме компании Krupp подключились и другие предприятия: Vomag и Nibelungenwerke.
Общими усилиями с апреля 1941 года по март 1942 года, до переключения производства на модификацию Ausf.F2, было изготовлено 462 танка данной модификации.
Экипаж танка состоял из пяти человек: механика-водителя и стрелка-радиста, располагавшихся в отделении управления, и наводчика, заряжающего и командира танка, находившихся в трёхместной башне.
Компоновка Pz.Kpfw. IV классическая для того времени: отделение управления находился в передней части, боевое отделение — в центральной, моторное — в задней.
Вариант Ausf.F комплектовался 75-мм пушкой KwK.37 и 7,92-мм пулемётом MG-34. Боекомплект включал 80 выстрелов из пушки и 3000 патронов.
Pz.Kpfw. IV активно использовался Вермахтом с самых первых дней Второй мировой и вплоть до её окончания.
Эти танки часто сталкивались с советскими Т-34, но всегда оставались на шаг позади в гонке по модернизации.
Только Pz.Kpfw. IV догнал по энерговооружённости наши Т-34-76 и мог на равных выходить с ними на одно поле боя, как Советская армия представила новый Т-34-85 с 85-мм пушкой, значительно превосходивший Pz.Kpfw. IV и поражавший его с 1,5-2 километров и более.
Это окончательно поставило точку в танковом противостоянии советского и немецкого танков.
Ausf.F стал не последней разновидностью Pz.Kpfw. IV. В 1942 году появился Ausf.F2 с более мощным 75-мм орудием KwK.40. За ним последовал Ausf.G, Ausf.H и финальный Ausf.J.
Выпуск танков Pz.Kpfw. IV их эксплуатация продолжались до самого окончания войны в 1945 году.