Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Без особого риска" (СССР, 1983) и "Без свидетелей" (СССР, 1983)

Без особого риска. СССР, 1983. Режиссер Самвел Гаспаров. Сценарист Рамиз Фаталиев. Актеры: Борис Невзоров, Александр Галибин, Ашот Меликджанян, Михаил Пуговкин, Ольга Гаспарова, Борис Химичев, Михаил Кокшенов и др. 14,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В названии этого фильма Самвела Гаспарова ощутима немалая ирония. Ибо процент риска у группы захвата наиболее опасных преступников, вероятно, трудно переоценить. Но название частность. Важно, что авторы словно спорят с критиками своих прежних фильмов («Ненависть», «Шестой» и др.). Дескать, раньше были только погони, трюки, стрельба да драки. А теперь мы все это сведем к минимуму (правда, эффектному!). Раньше герои были показаны в основном в «деле». А теперь мы познакомим вас с их личной, домашней жизнью. Вы узнаете, что у старшего лейтенанта нелады с женой, и сын подрался в школе. А у лейтенанта младшего сестра вечерами встречается с каким-то молодым человеком. А их коллега целыми днями названивает родственникам в Тбилиси и бегает по магазинам...

Что ж, признаю. Своей цели авторы отчасти добились. Фильм «Без особого риска», наверное, никто не упрекнет в чрезмерном увлечении трюками. Но, увы, вряд ли кто-нибудь обнаружит здесь и глубину характеров, психологические нюансы. «Частная жизнь сотрудника уголовного розыска» показана в фильме без серьезного проникновения во взаимоотношения людей, в их внутренний мир. Отсюда не удивительно, что в штампованных ситуациях и актеры играют бледно, оживляясь лишь в сценах схваток с бандитами...

Александр Федоров

-2

Без свидетелей. СССР, 1983. Режиссер Никита Михалков. Сценаристы: Никита Михалков, Рамиз Фаталиев, Софья Прокофьева (по мотивам пьесы Софьи Прокофьевой «Встреча без свидетелей»). Актеры: Ирина Купченко, Михаил Ульянов. 6,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

В этой психологической драме «из семейной жизни» только два героя, а действие происходит в стенах обычной двухкомнатной квартиры. С первых же кадров авторы умело обыгрывают каждую деталь обстановки, так как вещи порой могут рассказать нам о персонажах больше, чем они сами. Впрочем, актерский дуэт Ирины Купченко и Михаила Ульянова и без того контрастно высвечивает духовную пропасть между женщиной, обманувшейся в своих искренних чувствах, и предавшим ее, променявшим на удачную карьеру и обеспеченное существование былые идеалы и убеждения мужчиной.

Перед нами, бесспорно, экспериментальный фильм, поставленный по мотивам театральной пьесы, но тем не менее откровенно кинематографичный. Фильм перехлестывающих через край эмоций и страстей. Фильм синематечных намеков и театрализованных условностей...

Александр Федоров