Повсеместное применение компьютеров качественно повышает значимость творческого труда, связанного с внелогическим мышлением, основанным не на последовательных логических умозаключениях, а на озарениях, на мышлении не последовательно вытекающими один из другого тезисами, но отдельными образами, появление которых современный человек (возможно, лишь пока) не в силах контролировать.
Компьютер сам по себе (без учета шлейфа информационных технологий, делающих его узлом социальной инфраструктуры) – овеществленная формальная логика. Он качественно упрощает все аналитические процессы. Под неумолимым давлением конкуренции компьютер берет на себя всю часть мышления, связанную с применением алгоритмизируемой формальной логики, - при том, что его вычислительные возможности заведомо выше человеческих, и он доводит логическое мышление до совершенства, объективно недоступного обычному человеку.
Поэтому, как только биологизация интерфейса позволит нам задавать компьютеру вопросы так же свободно, и непринужденно, как и друг другу (а задавать вопросы мы уже имеем возможность, - главное не слушать ответов еще несовершенного компьютера), логика станет второстепенным механическим инструментом, который ждет участь арифметики. (Для решения задач этой бывшей «царицы наук» пользуются не правилами, часто сложными, а калькуляторами. Поколение нынешних пятидесятилетних еще застало время, когда учителя в школах запрещали их использование, чтобы школьники сами научились умножать и делить «в столбик». Но это не такое уж и простое умение не востребовано: арифметические функции значительно лучше человека выполняет калькулятор, а человеку остается лишь правильно сформулировать задачу).
Точно так же, как калькулятор убил арифметику как предмет изучения и поле для конкуренции, компьютер уже в обозримом будущем покончит с формальной логикой.
Эпитафия изобретателю гласит: «Бог создал людей, а Кольт сделал их равными». Интернет, как когда-то револьвер Кольта, тоже уравнял людей: уже не по их физическим силам, но по доступу к неструктурированной и непроверенной информации. Скоро персональный компьютер уравняет их и по возможности использования логических операций.
Это будет означать концентрацию усилий человека на недоступной компьютеру компоненте мышления, в которой сохранится исключительная «человеческая монополия» – мышлении внелогическом, образном (в том числе творческом или мистическом). Соответственно, и конкуренция людей будет вестись на основе внелогического, образного мышления.
Наибольшего успеха в конкуренции – как внутри обществ, так и в глобальном масштабе, - будут достигать склонные к такому мышлению люди и коллективы, в которых они будут играть наиболее значимую роль.
Учитывая разницу между мужским, склонным к формальной логике, и женским, оперирующим образами и склонным к интуиции и озарениям, типам интеллекта (ее выражает афоризм «мужчина узнает, женщина знает»), развитие компьютерных технологий может вернуть нас в подобие матриархата. Вероятный предвестник этого - растущее (даже в не слишком демократических обществах) число занимающих руководящие посты женщин, вызывающих остервенение мужчин спецификой своей логики, во все большем числе случаев более эффективной.
В Китае длительный контроль за рождаемостью (принцип «одна семья – один ребенок, действовал в городах с 1979 до конца 2015 года) в условиях традиционного предпочтения сына, а не дочери привел к резкому росту доли рождающихся мальчиков. Это не только повышает агрессивность общества (что должно заботить его соседей), но и увеличивает роль женщины как «более редкого ресурса», создавая предпосылки для возникновения, в том числе и в управлении, признаков матриархата (несмотря на все традиции).
Итак, научно-техническая революция сделала наиболее важным не рутинный, но творческий труд. Масштабное применение компьютерных технологий еще до начала вызванной ими информационной революции создало предпосылки для изменения сути и механизмов индивидуального сознания. Компьютер начал завершаемое информационной революцией изменение соотношения между логическим сознанием, опирающимся на вторую сигнальную систему, и сознанием эвристическим, творческим, опирающимся на непосредственно чувственное восприятие (в том числе вербальных сигналов) и образное, а не формально-логическое мышление.
Человеческое мышление вытесняется в не формализуемую и потому недоступную логическим устройствам, включая компьютеры, сферу творчества. Основной инструмент последнего - интуитивные озарения, которые можно считать формой непосредственного и не осознаваемого восприятия мира.
Природу творчества, в которое человек выталкивается инициируемым им техническим прогрессом, можно объяснить тем, что человеческий мозг перерабатывает информацию не только сознательно, на основе логики, но и бессознательно, внелогически. При этом он опирается не на слова, являющиеся инструментом логики и результатом многоуровневого абстрагирования, то есть упрощения («понять - значит упростить»), но на эффективную систему образов, воспринимаемых и обрабатываемых подсознанием.
Ее большая по сравнению с традиционной вербально-логической системой эффективность вызвана большей сложностью: меньшим уровнем абстрагирования и, соответственно, меньшим объемом отбрасываемой информации. Эвристическое, образное мышление работает с более полными и потому лучше отражающими реальность моделями, чем традиционное логическое мышление, и требует большей «мощности» мозга по сравнению с традиционным мышлением на основе упрощенных логических конструкций - слов.
Это дает конкурентное преимущество культурам, использующим иероглифы, то есть оперирующим образами, а не словами, и показывает ошибочность их частичного перехода на алфавит: тактическое удобство сотрудничества с Западом куплено отказом, пусть частичным, от стратегического преимущества, – незадолго до того, как оно начало становиться значимым. Такова часто несознаваемая, но абсолютная ценность культуры.
Компьютер, вытесняя сознание в сферу интуитивного творчества, принуждает его к ускоренному эволюционированию, повышению эффективности в новых, менее комфортных условиях. В этом отношении он выступает таким же, хотя и более гуманным стимулом ускорения эволюции, как ледниковый период. Тот тоже вынудил человечество мобилизовать резервы и, повысив технический уровень орудий труда, увеличить свою эффективность.
Для раскрытия механизма интуитивного, бессознательного мышления, пока еще только подпрыгивающего над костылями логики, можно предположить высокую устойчивость однажды возникшей информации, которая, по крайней мере, частично сохраняется, образуя поддающееся восприятию так называемое «информационное поле».
С этой точки зрения творчество - не только создание индивидом новой информации на основе переработки уже имеющейся у него, но и «подключение» его к этому «информационному полю», воспринимаемое как внелогическое «творческое озарение». Это резко повышает возможности индивидуального сознания как по объему воспринимаемой информации, так и по скорости ее обработки. (Вероятно, и при создании новой информации, и при «подключении» к информационному полю ключевую роль играет эмоциональность.
«Информационное поле» - прообраз «сетевого» или «распределенного» компьютера, память которого и важнейшая часть инструментов ее обработки находятся в аналоге Всемирной сети (возможно, протяженной не только в пространстве, но и во времени). Потенциальный же пользователь располагает инструментами доступа к ней и в исключительные моменты обретает, - обычно неосознанно, - возможность пользования ими.
Пример
Исключительная функция музыки
как инструмента управления
Подобие «информационного поля», несущего информацию и позволяющего воспринимать ее невербально, дают дизайн и музыка, точнее – превращение пространства в объект искусства (например, созданием городской среды) и музыка как фон. Как писали Вайль и Генис в далекие 70-е, «Музыка стоит между нами и реальностью как… фильтр, сквозь который внешняя жизнь пробивается только в облагороженной, ритмизованной форме...
…Самому абстрактному из искусств досталась абсолютная власть над душами. Но в этой абстракции и кроется причина ее глобальности. Звуки, организованные в музыку, выражают не мысли, а эмоции… Музыка позволяет общаться на внезнаковом уровне – напрямую. Она, как телепатия, не расчленяет передаваемое сообщение на слова-знаки, а передает их в непосредственной форме…
Только музыка способна объединить миллионы, …потому что… проникает в сознание… минуя его. Людям уже не нужно постигать истину в …диалоге. Они получают ее в готовом виде, в едином, всеобщем эмоциональном порыве (выделено М.Д.).
…Знаменитый этнограф Клод Леви-Стросс писал: «Музыка сохранила целостное отражение мира, свойственное мифу».
…Современная музыкальная цивилизация пытается отречься от анализа реальности, заменяя его синтезом. Миф отвечал сразу на все вопросы… Живя в мифологизированном мире, человек наслаждается комфортом предрешенности. Ему не нужно принимать решения. Надо только раствориться в мифе, слиться с ним…
Индивидуальность… освобождается от мучений, которые приносит личная ответственность. В мире, где правит миф, легче быть счастливым.
Именно такую роль «всеобщего объяснителя» и играет сегодня музыка».
В рамках данной гипотезы эволюция индивидуального сознания ведет его при помощи компьютерных технологий к формированию сознания коллективного, надиндивидуального. Последнее даже без учета компьютерных сетей постепенно объединит в единый эмоционально-интеллектуальный контур (так как физические организмы будут разными) если не все человечество, то его наиболее творческую и при этом «информатизированную» часть.
Проявления движения к формированию такого коллективного сознания уже заметны – правда, пока не за счет «подключения» творческих работников к общему «информационному полю» (что не заметно для внешнего наблюдателя). Пока формирование коллективного сознания ощущается на более низко организованном и технологически примитивном уровне, не требующего появления современных технологий, - на уровне отдельных организаций, представляющих собой бюрократические организмы, объединяющие и отчасти перерабатывающие отдельные индивидуальные сознания. Вероятно, этот процесс идет и на уровне обществ.
С другой стороны, потребностям рутинного труда, игравшего ключевую роль на протяжении всей истории, соответствовало относительно простое, алгоритмизируемое логическое мышление, которое за счет высокой степени абстрагирования соответствовало возможностям индивидуального сознания.
Творческий же труд требует более сложного эвристического мышления, оперирующего целостными образами, а не упрощенными логическими конструкциями (словами). Этим он предъявляет более высокие требования к «мощности» сознания, которые, похоже, превосходят возможности большинства индивидуальных сознаний, и стимулирует формирование надличностного, коллективного сознания, которое по исторической традиции можно было бы назвать «сознанием нового типа».
Для исчерпывающего понимания того, что, как и почему происходит - моя книга «Конец эпохи: осторожно, двери открываются!» Том 1. Общая теория глобализации. Книга выдержала уже 13 изданий, и Вы можете приобрети ее в бумажном виде по этому адресу: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/21807-mdelyagin-konets-epokhi-ostorozhno-dveri-otkryvautsy?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD
А в электронном по этому: http://worldcrisis.ru/crisis/delyagin_book
Второй том – «Специальная теория глобализации» - в бумажном виде: https://xn----8sbalcgsi5aih6o.xn--p1ai/24234-konets-epokhi-ostorozhno-dveri-otkryvautsya--tom-2-s?search=%D0%94%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%B3%D0%B8%D0%BD
В электронном виде: http://worldcrisis.ru/crisis/delyagin_book_2