К финисажу трех выставок в пространстве современного искусства в центре Москвы
Текст: Галина Мумрикова
Собственно, одна выставка сегодня уже закончилась. О ней написали все из профи, кто ее посмотрел. Написали – в смысле переписали всяк на свой лад пресс-релизик, который дала галерея. Так что не буду повторять про Нико Пиросмани и про черную клеенку, с которой оба художника так славно поработали. У Нико в этом году 160 лет со дня рождения. Гела Цуладзе родился почти на сто лет позже. Один – художник наивного искусства, работы которого на Sotheby’s продаются за миллионы фунтов (вспомним его «Грузинку с бубном», которая «улетела» на аукционе в 2018-м за 2,23 млн. фунтов). Другой – отнюдь не самоучка, поучился и пожил в разных странах. Что ждет творчество Гелы Цуладзе? Во всяком случае, его свободная фигуративность интересна. А пока спасибо ему за участие в арт-резиденции Гарикула, за организацию первого фестиваля уличного искусства, а также празднования первой в Грузии группы авангардных футуристов, в память об Ильязде (псевдоним Ильи Зданевича).
Галерея «Культпроет» показала фотоработы Максима Ксуты, который, как и Гела Цуладзе, вроде как создал свою «Тихую жизнь», вдохновившись творчеством представителей американского абстрактного экспрессионизма. Правда, Клиффорд Стилл писал в цвете, но сам Максим о своем проекте высказался так: «Я вдруг подумал, что название Still Life, переведенное не как "натюрморт", а буквально как "тихая жизнь" не только будет отражать ту тихую застывшую зимнюю природу на фотографиях, но и зарифмуется с именем Клиффорда Стилла…». Я заметила, что многие современные живописцы и фотографы с удовольствием интерпретируют «старичков», то пытаясь создать нечто новое, то стараясь уйти от действительности, то решив как бы «утопить ее (действительность) в линиях и зигзагах. Во всяком случае, без пояснений автора в проекте разобраться сложно, если не сказать – невозможно.
Групповая выставка в Art Square Gallery представляет собой некий «сплав» художников, разных по сути, но в чем-то поразительно похожих, что ли, в самом лучшем смысле этого слова. Давайте разберемся.
Серафим Павловский (1903-1989). У кого он только не учился: и у А.Куприна, и Л.Бруни, и В.Фаворского. Больше десяти лет работал в мастерской монументального искусства Академии архитектуры. Как мозаичист, Павловский оформлял станции метро «Добрынинская» и «Ботанический сад». Казалось, ему было подвластно всё: и монументальность, и лиризм, и вообще все тонкости живописного искусства. ОН писал вроде бы как все, но если всмотреться в любой его самый простой натюрморт, никакие сравнения в голову не придут. Вы узнаете по почерку Серафима Павловского – и никого другого.
Владимир Курдюков (1955-2018) родился на Украине и учился у себя на родине в Донецке, а потом в Строгановке на отделении графики. И правда, «графическое» в нем сидит крепко, хотя, тяготея и к масляной живописи, он всю жизнь экспериментировал, соединяя графику и живопись в одно полотно, в один сюжет. Такой у него получился Иерусалим. Лирический образ огромного города, в котором так ощущаешь и жару, и внутренний ритм, и монументальность, и его такую шумную тишину истории.
Елену Фигурину нет смысла представлять. В отличие от своего современника Влпдимира Курдюкова, не училась живописи нигде. Родом из Латвии, она совсем не собиралась стать художником, а вообще была поначалу музыкантом. Переехав в Ленинград, увлеклась живописью, но никак не предполагала, что увлечение перерастет в нечто большее. Будучи участницей группы «Летопись», она незаметно сформировала свой стиль, не похожий ни на примитивизм, ни на импрессионизм. Формально Фигурину причисляют к питерским экспрессионистам. Без всякой идеологии. Ее работы есть и в Третьяковке, и Русском музее, и в Эрмитаже, и во многих музеях Европы, Америки, Азии.
Еще один представитель ленинградской школы и ровесник Елены Фигуриной – Алексей Кирьяков. Но он, в отличие от Елены, окончил Муху по кафедре художественной обработки металлов. Вот такая живопись у него яркая, плотная, без проработок и полутонов. Как хочешь, так и понимай. Мишки, куклы, овощи – все, что нам близко и что можно потрогать руками. И даже нарисовать. Реалисты его, наверное, не воспринимают всерьез, а он между тем участник более ста выставок, и вообще продается очень даже хорошо. Как говорится – каждому свое.
Марина Колдобская тоже ленинградка. И тоже в 1985 году закончила Муху по специальности «Дизайн». Она такая «многостаночница»: и куратор, и художник, и администратор, и арт-критик, и инсталляции делает, и текстильные коллажи. В самом начале нулевых была директором Музея Нонконформистского искусства, а потом директором питерского филиала Государственного. Центра современного искусства. Работы Колдобской трудно интерпретировать однозначно: с одной стороны есть в них некий элемент агрессии, а с другой – беспомощность. И как это ей удается соединять воедино?
Плеяду современных питерских художников замыкает Юлия Сопина, выпускница Ленинградского художественного училища имени В.А. Серова. Сама она однажды сказала, что «любое искусство – это миф о своей жизни». Вот она и иллюстрирует свои «мифы» на полотнах. Так появились незатейливые на первый взгляд портреты и ангелы, простые предметы, натюрморты – все, что художница вычленила из своих наблюдений и перенесла на холст.
Художник по костюмам и сценограф Лариса Ломакина, выпускница МАРХИ, с 1994 года работает в самых разных театрах России и за рубежом. Ее Мики-маусы в банках – это, конечно же, ироничная реакция на пандемию с самоизоляцией, в которой даже мышки-оптимисты начинают сходить с ума. По пандемии уже «прошлись» практически все художники, как говорится, откликнулись, но не у всех получилось что-то стоящее, по-настоящему интересное. Ведь почти все так или иначе обыгрывали злосчастную маску. Резвящиеся Мики-маусы в банках… Забавное прочтение, и что-то в нем есть. Действительно есть: потому что мы банда. Каждая в своей банке, но вместе, наверное, довольно сильная. Впрочем, каждый вправе интерпретировать как считает нужным.
Выставка работает до 26 января
##выставки#cube Moscow#искусство#современное искусство#живопись#елена фигурина#алексей кирьянов#юлия сопина#серафим павловский#art square gallery#галерея культпроект#window project галерея