Найти тему
Around Art

Cube Moscow: соло и группы от тихой жизни до жизни в стеклянной банке

К финисажу трех выставок в пространстве современного искусства в центре Москвы

Текст: Галина Мумрикова

Собственно, одна выставка сегодня уже закончилась. О ней написали все из профи, кто ее посмотрел. Написали – в смысле переписали всяк на свой лад пресс-релизик, который дала галерея. Так что не буду повторять про Нико Пиросмани и про черную клеенку, с которой оба художника так славно поработали. У Нико в этом году 160 лет со дня рождения. Гела Цуладзе родился почти на сто лет позже. Один – художник наивного искусства, работы которого на Sotheby’s продаются за миллионы фунтов (вспомним его «Грузинку с бубном», которая «улетела» на аукционе в 2018-м за 2,23 млн. фунтов). Другой – отнюдь не самоучка, поучился и пожил в разных странах. Что ждет творчество Гелы Цуладзе? Во всяком случае, его свободная фигуративность интересна. А пока спасибо ему за участие в арт-резиденции Гарикула, за организацию первого фестиваля уличного искусства, а также празднования первой в Грузии группы авангардных футуристов, в память об Ильязде (псевдоним Ильи Зданевича).

Гела Цуладзе. Фрагмент экспозиции
Гела Цуладзе. Фрагмент экспозиции
Гела Цуладзе. Фрагмент экспозиции
Гела Цуладзе. Фрагмент экспозиции
Максим Ксута. Фрагмент экспозиции
Максим Ксута. Фрагмент экспозиции
Максим Ксута. Фрагмент экспозиции
Максим Ксута. Фрагмент экспозиции
Максим Ксута. Фрагмент экспозиции
Максим Ксута. Фрагмент экспозиции

Галерея «Культпроет» показала фотоработы Максима Ксуты, который, как и Гела Цуладзе, вроде как создал свою «Тихую жизнь», вдохновившись творчеством представителей американского абстрактного экспрессионизма. Правда, Клиффорд Стилл писал в цвете, но сам Максим о своем проекте высказался так: «Я вдруг подумал, что название Still Life, переведенное не как "натюрморт", а буквально как "тихая жизнь" не только будет отражать ту тихую застывшую зимнюю природу на фотографиях, но и зарифмуется с именем Клиффорда Стилла…». Я заметила, что многие современные живописцы и фотографы с удовольствием интерпретируют «старичков», то пытаясь создать нечто новое, то стараясь уйти от действительности, то решив как бы «утопить ее (действительность) в линиях и зигзагах. Во всяком случае, без пояснений автора в проекте разобраться сложно, если не сказать – невозможно.

Групповая выставка в Art Square Gallery представляет собой некий «сплав» художников, разных по сути, но в чем-то поразительно похожих, что ли, в самом лучшем смысле этого слова. Давайте разберемся.

Серафим Павловский. Натюрморт
Серафим Павловский. Натюрморт

Серафим Павловский (1903-1989). У кого он только не учился: и у А.Куприна, и Л.Бруни, и В.Фаворского. Больше десяти лет работал в мастерской монументального искусства Академии архитектуры. Как мозаичист, Павловский оформлял станции метро «Добрынинская» и «Ботанический сад». Казалось, ему было подвластно всё: и монументальность, и лиризм, и вообще все тонкости живописного искусства. ОН писал вроде бы как все, но если всмотреться в любой его самый простой натюрморт, никакие сравнения в голову не придут. Вы узнаете по почерку Серафима Павловского – и никого другого.

Владимир Курдюков. Иерусалим. 2001
Владимир Курдюков. Иерусалим. 2001

Владимир Курдюков (1955-2018) родился на Украине и учился у себя на родине в Донецке, а потом в Строгановке на отделении графики. И правда, «графическое» в нем сидит крепко, хотя, тяготея и к масляной живописи, он всю жизнь экспериментировал, соединяя графику и живопись в одно полотно, в один сюжет. Такой у него получился Иерусалим. Лирический образ огромного города, в котором так ощущаешь и жару, и внутренний ритм, и монументальность, и его такую шумную тишину истории.

Елена Фигурина. Корова. 2020
Елена Фигурина. Корова. 2020
Елена Фигурина. Птица. 2019
Елена Фигурина. Птица. 2019

Елену Фигурину нет смысла представлять. В отличие от своего современника Влпдимира Курдюкова, не училась живописи нигде. Родом из Латвии, она совсем не собиралась стать художником, а вообще была поначалу музыкантом. Переехав в Ленинград, увлеклась живописью, но никак не предполагала, что увлечение перерастет в нечто большее. Будучи участницей группы «Летопись», она незаметно сформировала свой стиль, не похожий ни на примитивизм, ни на импрессионизм. Формально Фигурину причисляют к питерским экспрессионистам. Без всякой идеологии. Ее работы есть и в Третьяковке, и Русском музее, и в Эрмитаже, и во многих музеях Европы, Америки, Азии.

Алексей Кирьяков.
Алексей Кирьяков.

Еще один представитель ленинградской школы и ровесник Елены Фигуриной – Алексей Кирьяков. Но он, в отличие от Елены, окончил Муху по кафедре художественной обработки металлов. Вот такая живопись у него яркая, плотная, без проработок и полутонов. Как хочешь, так и понимай. Мишки, куклы, овощи – все, что нам близко и что можно потрогать руками. И даже нарисовать. Реалисты его, наверное, не воспринимают всерьез, а он между тем участник более ста выставок, и вообще продается очень даже хорошо. Как говорится – каждому свое.

Марина Колдобская. Фрагмент экспозиции
Марина Колдобская. Фрагмент экспозиции
Работа Марины Колдобской
Работа Марины Колдобской
Еще одна работа Марины Колдобской
Еще одна работа Марины Колдобской

Марина Колдобская тоже ленинградка. И тоже в 1985 году закончила Муху по специальности «Дизайн». Она такая «многостаночница»: и куратор, и художник, и администратор, и арт-критик, и инсталляции делает, и текстильные коллажи. В самом начале нулевых была директором Музея Нонконформистского искусства, а потом директором питерского филиала Государственного. Центра современного искусства. Работы Колдобской трудно интерпретировать однозначно: с одной стороны есть в них некий элемент агрессии, а с другой – беспомощность. И как это ей удается соединять воедино?

Юлия Сопина. Фрагмент экспозиции
Юлия Сопина. Фрагмент экспозиции
Работа Юлии Сопиной
Работа Юлии Сопиной

Плеяду современных питерских художников замыкает Юлия Сопина, выпускница Ленинградского художественного училища имени В.А. Серова. Сама она однажды сказала, что «любое искусство – это миф о своей жизни». Вот она и иллюстрирует свои «мифы» на полотнах. Так появились незатейливые на первый взгляд портреты и ангелы, простые предметы, натюрморты – все, что художница вычленила из своих наблюдений и перенесла на холст.

Работа Ларисы Ломакиной
Работа Ларисы Ломакиной
Лариса Ломакина. Потому что мы банда. 2020
Лариса Ломакина. Потому что мы банда. 2020

Художник по костюмам и сценограф Лариса Ломакина, выпускница МАРХИ, с 1994 года работает в самых разных театрах России и за рубежом. Ее Мики-маусы в банках – это, конечно же, ироничная реакция на пандемию с самоизоляцией, в которой даже мышки-оптимисты начинают сходить с ума. По пандемии уже «прошлись» практически все художники, как говорится, откликнулись, но не у всех получилось что-то стоящее, по-настоящему интересное. Ведь почти все так или иначе обыгрывали злосчастную маску. Резвящиеся Мики-маусы в банках… Забавное прочтение, и что-то в нем есть. Действительно есть: потому что мы банда. Каждая в своей банке, но вместе, наверное, довольно сильная. Впрочем, каждый вправе интерпретировать как считает нужным.

Выставка работает до 26 января

##выставки#cube Moscow#искусство#современное искусство#живопись#елена фигурина#алексей кирьянов#юлия сопина#серафим павловский#art square gallery#галерея культпроект#window project галерея