Найти тему
Петербургский Дюма

О КИНОМАСТЕРЕ

"Бронштейненко не рождаются, Бронштейненко становятся", – гласит народная мудрость.

А вот Мормоненко рождаются, пусть и загадочным образом. Мормоны – это последователи христианского учения об истинной церкви, развитого в США. Стать украинским отпрыском семьи мормонов – задачка посложнее бинома Ньютона...
...которую сумел решить
Григорий Васильевич Мормоненко, родившийся 23 января 1903 года, причём и не на/в Украине, а на/в Урале, в самом что ни на есть Екатеринбурге.

Если верить официальной биографии, сын горнорабочего начал трудиться в девять лет. Правда, профессии мальчик выбирал близкие к творчеству: рассыльный в оперном театре, помощник реквизитора, электротехник... Постепенно Гриша дорос до помощника режиссёра. Одновременно с карьерой он закончил в 1917 году Екатеринбургскую музыкальную школу по классу скрипки, а в 1920-м – режиссёрские курсы Рабоче-крестьянского театра. С этим профильным образованием 17-летний парень занял пост инструктора отдела искусств Губобразнадзора, промаялся в должности около года и уехал покорять Москву. Там он стал актёром Московского первого рабочего театра Пролеткульта и свёл знакомство с Сергеем Эйзенштейном.

Сергей был на целых пять лет старше, побывал на войне, придумал декорации к "Мистерии-буфф" Маяковского и уже мог кое-чему научить...
...хотя учились талантливые приятели друг у друга и у всех вокруг, много экспериментировали и на пару ставили спектакли с цирковыми трюками. Шутка их сверстника
Михаила Булгакова о гибели режиссёра Всеволода Мейерхольда под рухнувшей трапецией с голыми боярами на премьере "Бориса Годунова" вполне годилась и для учеников Всеволода Эмильевича – Эйзенштейна с Мормоненко. Только эти двое вскоре переключились на синематограф.

Григорий помогал Сергею писать первые киносценарии; вспомнив юношеские опыты, ассистировал как помощник режиссёра и снимался у приятеля как актёр. В 22-летнем возрасте он основательно приложил руку к одной из величайших лент в истории кино – фильму 27-летнего Эйзенштейна "Броненосец "Потёмкин""......так что летом 1929 года молодцы отправились в европейское турне в уже маститыми кинематографистами. Формально им предстояло осваивать звуковую кинотехнику: Великий Немой тогда как раз обретал речь. А в реальности Григорий и Сергей рекламировали свою страну, участвовали в международном киноконгрессе, снимали кино во Франции и Германии, читали лекции – там же и в Швейцарии, Голландии, Англии, Бельгии...

В 1930-м продюсеры со студии "Парамаунт" завлекли приятелей в Голливуд. В последующие два года гости из СССР познакомились лично с Диснеем и Чаплиным, создали несколько сценариев, ставших вехами для кино, а в Мексике сняли фильм "Да здравствует Мексика!". Правда, смонтировать его не успели. Вождь Народов и Друг Кинематографистов озаботился долгим отсутствием талантливых напарников. Из опасения, что они вообще не вернутся, Вождь интригами заставил их бросить всё и приехать в Москву.

Дальше Григорий и Сергей шли разными путями. Каждый снимал своё кино – будущую советскую классику...
...причём у Григория работа и личная жизнь переплелись неразделимо. В поисках героини для музыкального фильма он побывал в оперетте, влюбился в певицу – дочь полтавских дворян старинного рода, дальних родственников
Льва Толстого – и сделал свою избранницу советской Марлен Дитрих. В СССР об этом долгое время никто не догадывался, поскольку никто не видел западных фильмов и не мог оценить удачные заимствования.

После оглушительного успеха их первого совместного фильма "Весёлые ребята", усиленного пролетарским джазом Леонида Утёсова, супружеская пара стала лидерами советского кино. Бывшая пианистка и солистка оперетты Любовь Орлова заняла позицию киноактрисы номер один, а режиссёр Григорий, который из Мормоненко превратился в Александрова, продолжил снимать блестящие во всех смыслах музыкальные комедии. "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Весна"... Вся страна вслед за Орловой пела песни, созданные "орловскими рысаками" – композитором Исааком Дунаевским, поэтом Василием Лебедевым-Кумачом и клипмейкером Григорием Александровым. Вся страна была влюблена в поющую и танцующую стильную блондинку.

Товарищ Александров, не обижайте товарища Орлову, — вроде бы говорил с характерным акцентом Вождь Народов и Друг Кинематографистов, жестикулируя знаменитой трубкой. — Не обижайте, а то мы вас повесим.
За что, Иосиф Виссарионович? — спрашивал холодеющий режиссёр, и Вождь по-доброму жмурился в ответ:
За шею, товарищ Александров.

Любовь Орлова умерла в 1975 году. Вдовый супруг пережил её на восемь лет. Преподавал, писал книги... Кстати, кинофильм "Да здравствует Мексика!", который не удалось доделать в 1932 году, Григорий Александров смонтировал-таки в 1979-м и даже премию за него получил. А последней киноработой мастера стал документальный фильм "Любовь Орлова" в последнем для Григория Васильевича 1983 году.

Светлая память мужчине и человеку, оставившему яркий и хороший след в профессии.