Найти в Дзене

Здесь рос Нагибин и мать Петра I (Армянский переулок №9)

Оглавление

Доходный дом имеет две истории. Одна из них три с половиной сотни лет назад окончилась рождением царя.

Жизнь первая

На этом месте красовались палаты первого русского западника Артамона Матвеева, и переулок в его честь в XVII столетии именовался Артамоновским. Сын дьяка получил боярство по своим заслугам и по милости царя, который называл Артамона «друг мой Сергеевич». Благодаря «Сергеевичу» в России появилась первая публичная аптека, первый театр. В матвеевских палатах, восхищавших иностранцев, был открыт первый светский салон, первая картинная галерея.

Артамон Матвеев. Предполагаемое прижизненное изображение (деталь иконы)
Артамон Матвеев. Предполагаемое прижизненное изображение (деталь иконы)

В обставленном по-европейски доме воспитывалась бедная родственница – Наталья Нарышкина. К Матвеевым запросто заезжал царь… Предполагают, что именно здесь Алексей Михайлович познакомился с Натальей Кирилловной. Уже потом, в Кремле, прошел официальный смотр невест, и царь остановил свой выбор на Нарышкиной (1671 год). Их сын станет Петром Великим.

Царица Наталья Кирилловна в зрелости. Картина XVIII века
Царица Наталья Кирилловна в зрелости. Картина XVIII века

Звездный час Артамона Матвеева длился пять лет – от второй свадьбы и до смерти царя Алексея Михайловича. Родичи первой супруги царя, недоброхоты-Милославские жили за забором, в доме №11. Полтора века спустя по этой меже пройдет Сверчков переулок. При царе Федоре Алексеевиче – сыне Милославской! – Матвеева сошлют, как протопопа Аввакума, в Пустозерск, за Полярный круг.

Царь Алексей Михайлович верхом. Парсуна XVII века
Царь Алексей Михайлович верхом. Парсуна XVII века

Когда царем объявят малолетнего Петра, боярин снова поспешит в Москву… чтобы погибнуть в буре стрелецкого мятежа (1682 год).

Смотрите также:

Андрей Матвеев, сын боярина, был послом Петра I при многих европейских дворах и получил от императора Священной Римской империи титул графа. Внук, «пьяница и скандалист», оказался последним в роду. Через одну из внучек матвеевские земли и палаты обогатят фамилию князей Мещерских…

Андрей Артамонович Матвеев, портрет 1706 года
Андрей Артамонович Матвеев, портрет 1706 года

Каменные палаты Артамона Сергеевича с домовой церковью Троицы «на поварне» снесут в 1780-х.

Жизнь вторая

Эта история началась в 1874-75 годах, когда австрийский архитектор Август Вебер выстроил для купца Ксенофонта Торопова широченный дом на три переулка – Армянский, Сверчков и Архангельский, с двумя внутренними дворами. По тому времени – дом-великан… однако этажей в нем было только три. Верхние окна обрамляли вазоны и прекрасные кариатиды. Зачем их уничтожили? От былой роскоши фасадов сейчас остаются какие-то слезы и крохи…

Армянский переулок №9, деталь. Фотография автора
Армянский переулок №9, деталь. Фотография автора

Здание уродовали в два этапа. В конце 30-х нахлобучили еще два с половиной этажа, и дом в Армянском переулке стал несоразмерным окружению и выглядит теперь как слон в посудной лавке. В 70-х место жилых квартир заняли учреждения, и после капитального ремонта, тут остались только стены. Однако эти стены дороги для знатоков Москвы!

Армянский переулок №9. Фотография автора
Армянский переулок №9. Фотография автора

Мемориальная доска с книжными полками и абажуром горящей лампы гласит, что тут жил Юрий Нагибин. Писатель оставил много пронзительных строк о чистопрудном детстве, об окрестных переулках и о самом доме №9, который в начале XX века, по фамилии хозяина, звали «домом Константинова».

Мемориальная доска. Фотография автора
Мемориальная доска. Фотография автора

В октябре 1917 года здесь засел «штаб революционных рабочих-печатников». Чтобы держать под колпаком «буржуев» в многокомнатных квартирах, заколотили парадные со стеклянными куполами, и до начала 1930-х пробраться в дом можно было лишь через дворовые, черные лестницы.

К 1924 году в «уплотненном» здании кое-как умещалось 705 жильцов. Несмотря на грозное имя «дома-коммуны ОГПУ» то были люди всех мастей: от видного актера Евгения Лепковского (он учил Зельдина) до чайной королевы Высоцкой. Когда-то эта дама задавала риторический вопрос: «У кого из нас нет двух-трех миллионов?». Теперь вместо дворца ей выпало жить в коммуналке с видом на помойку. Но деятельная натура не смирилась: между помойкой и своими окнами старушка вырастила прекрасный сад. Этот «зеленый треугольник» во дворе, с плющом и с диким виноградом, существовал еще в 70-х.

Армянский переулок №9. Фотография автора
Армянский переулок №9. Фотография автора

Юрий Нагибин рос на третьем этаже, в коммуналке «с длиннющим коленчатым коридором», а в окне сверкали золоченые кресты храма Николы в Столпах. В подвале же с «доисторических» времен таился необъятный винный погреб. Мальчишки «тырили» пустую тару, но в смешных количествах. А будущий писатель отличился и украл однажды целый ящик. Мотив Нагибина был благороден и высок: сдать все бутылки, накупить портретов классиков марксизма-ленинизма, украсить пионерскую комнату – и попасть быстрее в пионеры!

Фотографии Нагибина в детстве и молодости
Фотографии Нагибина в детстве и молодости

Увы. Юному Юре изменило чувство скромности и чувство меры. Другие кандидаты в пионеры догадались о происхождении нагибинских богатств и стали сдавать в утиль все подряд – от утюгов до серебряных ложек. Начались жалобы, и дело вскрылось… Так будущий писатель был отлучен он пионерской комнаты с напутствием:

– Танцуй, мальчик, отсюда!

В подвалах продолжали зреть вина и коньяки. В первые месяцы войны дом испытал прямое попадание: фугас пробил все перекрытия, упал в подвал… Неразорвавшуюся бомбу нашли в трехметровой бочке с коньяком. Конечно, жители прониклись убеждением, что именно коньяк и спас от разрушенья «Дом Печатника». Это еще одно имя дома на три переулка.

Армянский переулок №9. Фотография автора
Армянский переулок №9. Фотография автора

Юрий Нагибин уже был в эвакуации, негодный к службе в армии. Однако вскоре мать сказала юноше:

– Ты не находишь, что Алма-Ата несколько далека от тех мест, где решаются судьбы человечества?

Тогда он сам пошел в военкомат. Но на фронтах судьба хранила молодого литератора.

Юрий Нагибин в зрелости, фотография
Юрий Нагибин в зрелости, фотография

Нагибин шесть раз вступал в брак, побывал в пяти частях света, один из фильмов по его сценарию получил «Оскар». Но говорят, самое искреннее и живое из написанного – это мемуарные зарисовки о детстве на Чистых прудах.

Читайте также:

«Уберите чучело!» Самый безобразный монумент в истории Москвы
Дм. Линдер Нетривиальная история25 января 2022

Чтобы не пропустить любопытное, подписывайтесь на канал! Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.

#история #москва #история москвы #писатели #дома #старые дома #чистые пруды #история россии #17 век #20 век