Неудачный гоночный самолёт от Cessna, транспортник из планера и многое другое в новом выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️
17 января
17 января 1918 года — первый полёт патрульной летающей лодки Royal Aircraft Factory C.E.1. /Англия/
Шла Первая мировая война. В феврале 1917 года Германия возобновила подводную войну против стран Антанты, прежде всего — Великобритании и Франции. Royal Aircraft Factory решила помочь с решением проблемы нехватки патрульных летающих лодок. Хотя ранее компания выпускала только сухопутные самолёты, началась работа над летающей лодкой для прибрежного патрулирования C.E.1 (Coastal Experimental 1).
C.E.1 представляла собой двухместную летающую лодку-биплан с толкающим винтом. Двигатель Sunbeam Maori (260 л.с.) позволял развить максимальную скорость в 148 км/ч. Топлива хватало на 3 часа 45 минут полёта. Планируемое вооружение — 3 × 7.7-мм пулемёта + 2 × 104-кг бомбы.
По результатам сравнительных испытаний Королевские ВВС предпочли летающую лодку Felixstowe F.2. Два построенных прототипа C.E.1 использовались в исследованиях и экспериментах Национальной физической лаборатории.
18 января
18 января 1932 года — первый полёт гоночного самолёта Cessna CR-1 (он же Cessna Racer). /США/
В 1931 году Cessna Aircraft Company прекратила работу из-за финансовых проблем, вызванных Великой депрессией. Но у основателя компании — Клайда Сессны (Clyde Cessna) — остался самолёт Cessna AW. Его доработали, и сын Клайда — Элдон Сессна (Eldon Cessna) — на нём занял 3 место в гонке Cleveland National Air Races. Полученные 1200 долларов призовых отец и сын вложили в проект гоночного самолёта CR-1.
Это был одноместный среднеплан с убираемым шасси. Конструкция смешанная — каркас фюзеляжа из стальных труб, крыло деревянное, обшивка из дюралюминия, фанеры и полотна. Оснащался двигателем Warner Scarab 422 (110 л.с.).
Первый полёт CR-1 стал же и последним. Самолёт с большим трудом смог взлететь, но оказался практически неуправляемым, и Элдон Сессна с трудом смог его посадить. Было принято решение доработать CR-1. Существенно переработанный самолёт получил новое обозначение CR-2.
19 января
19 января 1948 года — первый полёт транспортного самолёта Fouga CM.100. /Франция/
В 1947 году Air Fouga разработала транспортно-десантный планер CM.10. Но, вместо 100 ожидаемых, компания выпустила всего 7 планеров. Пытаясь спасти проект, конструкторы Fouga предложили переделать CM.10 в транспортный самолёт. Так появился CM.100.
Конструкция планера осталась без особых изменений — высокоплан с неубираемым шасси и откидывающейся носовой частью. Были установлены 2 × двигателя SNECMA 12S-02 (581 л.с.) Крейсерская скорость — 246 км/ч, дальность полёта — 1000 км. В салоне могло разместиться до 15 пассажиров или 2 тонны груза.
Вскоре после первого полёта CM.100 отправился в испытательный тур по странам Африки. За 29 дней он налетал 130 часов лётного времени. Самолёт продемонстрировал хорошие лётные характеристики, но заказчиков на него не нашлось. Построили (а точнее конвертировали из планеров) всего 2 прототипа CM.100.
20 января
20 января 1953 года — первый полёт стратегического бомбардировщика М-4 (он же 2М, он же Изделие 103). /СССР/
В 1948 году конструктор В. М. Мясищев, работая преподавателем в Московском авиационном институте, начал исследовательские работы по теме «Скоростной дальний бомбардировщик». Предварительный проект разработали за 3 года. В 1951 году было основано ОКБ-23, которое возглавил Мясищев. Оно продолжило работы над будущим носителем атомной бомбы — стратегическим бомбардировщиком М-4.
Это был высокоплан со стреловидным крылом большого удлинения и «велосипедным» шасси. Оснащался 4 × двигателями АМ-3 с тягой 85,75 кН. Максимальная скорость — 947 км/ч, боевой радиус — 5600 км. Вооружение — 6 × 23-мм пушки АМ-23 + до 24 тонн бомбовой нагрузки.
Выпустили 34 единицы М-4. Эксплуатация самолёта сопровождалась частыми авариями, к тому же Мясищев уже работал над более совершенным 3М, поэтому в роли бомбардировщика самолёт эксплуатировался лишь до 1958 года. После этого около 20 единиц переделали в заправщики, и в этой роли они использовались вплоть до 1993 года.
21 января
21 января 1952 года — первый полёт экспериментального самолёта SAAB 210 Lilldraken. /Швеция/
В 1948 году компания Svenska Aeroplan AB (SAAB) начала работу над сверхзвуковым реактивным истребителем — будущим SAAB 35 Draken. Его отличительной особенностью было треугольное крыло двойной стреловидности, т.н. крыло Бартини. Т.к. таких самолётов ещё никто не строил, то для проверки этой аэродинамической схемы построили уменьшенный аналог Draken в масштабе ~70% — SAAB 210 Lilldraken («Маленький дракон»).
SAAB 210 представлял собой одноместный среднеплан-бесхвостку с треугольным крылом переменной стреловидности. Оснащался двигателем Armstrong Siddeley Adder с тягой 4,67 кН. Максимальная скорость — 644 км/ч.
Построили 1 экземпляр SAAB 210 Lilldraken, испытания на котором проводились с 1952 по 1955 год. В процессе на самолёте несколько раз меняли конструкцию крыла и воздухозаборников. Полученные результаты позволили окончательно сформировать как будет выглядеть SAAB 35 Draken.
22 января
22 января 1948 года — первый полёт летающей лодки Short SA.6 Sealand. /Англия/
После Второй мировой войны всё ещё считалось, что летающие лодки всё ещё будут играть важную роль в пассажирских перевозках. Поэтому производители начали разработку новых моделей. Так, в 1946 году конструкторы Short Brothers приступили к работе над проектом небольшой летающей лодки SA.6 Sealand.
Это была цельнометаллическая летающая лодка-высокоплан, оснащённая также убираемым колёсным шасси. В варианте SA.6 Sealand I самолёт оснащался 2 × двигателями de Havilland Gipsy Queen 70-3 (340 л.с.) Крейсерская скорость — 282 км/ч, дальность — 1060 км. На борту размещались 1-2 члена экипажа и до 7 пассажиров.
На испытаниях SA.6 Sealand показал себя с хорошей стороны и был запущен в серийное производство. Летающая лодка неплохо продавалась — в Норвегию, Швециию, США, Югославию, Индию, Саудовскую Аравию. Построили 25 самолётов SA.6 Sealand.
23 января
23 января 1911 года — первый полёт дирижабля Siemens-Schuckert I (он же Siemens-Schuckert SSL1). /Германия/
Несмотря на успех жёстких дирижаблей Zeppelin, в Германии продолжали строить и дирижабли мягкого типа. В 1907 году по предложению германского Генерального штаба компания Siemens-Schuckertwerke GmbH приступила к работе над своим первым дирижаблем. Руководил проектом конструктор Отто Крелль (Otto Krelle).
SSL1 был мягким дирижаблем длиной 131 м и максимальным диаметром 13,2 м. Объём оболочки был доведён до 15,5 тыс. м³ (больше чем у любого дирижабля ранее). Оснащался 4 × двигателями Daimler (125 л.с.). Посредине размещалась кабина для 11 человек экипажа. Максимальная скорость — 72 км/ч.
За 2 года Siemens-Schuckert I совершил 73 испытательных полёта. Хотя он показывал отличную скорость и хорошую грузоподъёмность, военные предпочли более надёжные жёсткие дирижабли Zeppelin. Оболочку единственного построенного SSL1 утилизировали в 1914 году.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории