Носители языка Авесты звали их «туирья» («подобные туру»). Из-за того, что те украшали шапки-колпаки рогами тура. Более поздние соседи – охотниками (ибо корень «сак» у степных ираноязычных племен всегда относился к охоте на оленей, да и оленей так звали). Индоарийские племена, которые тоже натерпелись от этого агрессивного народа, именовали его «шака». Причем, вплоть до XIX столетия в Индии знали о том, какие кшатрии восходят к кланам шака. Сака послужили поводом для наименования одной персидской земли Сакастаном. Но сакская слава гремела намного западней, в среде их сородичей из Тавриды. Там ведь озеро Саки. В Азербайджане найдем древний град Шеки. В Индии тем более много сака-топонимов.
Но это не все. О вероломстве и крайней жестокости (к земледельцам и даже часто друг к другу) сакских племен узнало много иных стран. Эти кочевники – не чета эллинизирующимся скифам.
Не случайно один из народов еще в античное время практиковал шумное празднование, связанное с полным освобождением от «ига» далеких потомков туирья. Имеется в виду день САКея в анатолийской Каппадокии. Его отмечали в византийскую эпоху. Термин Каппадокия в древние времена применялся шире. Не только к одноименной провинции, но и ко всему примыкающему к Анатолии Армянскому нагорью, восток которого ранее переходил в Мидию (где саки и массагеты всегда были ударной силой).
Еще с середины 2 тысячелетия до н.э. в степях и солончаковых межгорных пустошах (от современной Южного Казахстана, Туркмении и Загроса на востоке до западного берега Инда) обитала группа политически не связанных между собой отдельных кочевых племен и племенных союзов. На юго-западе место их обитания соприкасалось с Персидским заливом. Но юго-востоке – с Аравийским морем. Все солончаки, полупустыни, бесплодные каменные долины Индо-Персидского региона и южной половины Центральной Азии (начиная с Киргизии) еще с тех пор назовут ТУРАном. От ТУРА или ТУИРЬЯ…
Благодаря античным историкам названия некоторых объединений все же дошли до нас: тиграхауда, хаомаварга («варящие сому»), парадарайя («за Амударьей») и парасугдам («за Согдом»). Историк Эфор сообщает: «саки рождены от непорочных номадов». Это намек на то, что их предки не вступали в брачную связь с земледельцами. Потому что, мол, «арья» на их языках «свои», «чистые», «чистокровные». Кстати, мидийцы (а позже потомки смешанных с мидийцами саков – парфяне) также будут звать свои территории Арьяной. Был даже город Арья.
Многих интересует исторический момент конца 7 века до нашей эры, когда частью саков правила Зарина. Тогда у них даже было что-то вроде собственной столицы – РОКШ-а-НАКА («светлая местность»). Речь о давно заселенном участке берега Сырдарьи, который ученые обнаружили на просторах Жанакарганского района Кызылординской области Казахстана. Зарина была не амазонкой по призванию. Ей пришлось стать воительницей, чтобы принять власть над царством саков после гибели ее отца – ксара («царя») Мермера. Известно, что она провела ряд реформ. Цари и воины должны были одеваться исключительно в красное, жрецы в белое, подчиненные сакам аграрии – в желтое, а скотоводы – в синее. Так что кастовая система была не только на юге.
В северо-индийских княжествах (на Инде и верхних притоках) ни один шака не был ниже кшатрия. Последний раджа-шака правил восточнее, чем прочие единоплеменники. В Западной Бенгалии. Звали его Рудрасимха. А его потомков исследователи величают «выродившимися кшатриями».
Судьба прочих саков неизвестна. Сакастан зовется иранским останом Систан. Многие подозревают белуджей этого остана в родстве с сака…
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Роберт Говард писал фэнтези, маскируя познание древней истории
«Киммерия», «Турийская эра» и «Конан». Откуда у Говарда эти слова
Прелести и удобства жизни королевских особ. А были ли они?