Первым открытием для меня в Узбекистане были машины на дорогах этой страны. Я еще никогда, ни в одной стране или городе мира не видел, чтобы ровно половину от общей массы машин на дорогах составляли Матизы.
В Узбекистане они буквально везде: на них ездят в такси, их покупают в семьи в качестве единственного автомобиля, на них ездят на дальние расстояния между городами. Короче говоря, Матиз заменяет в Узбекистане все наши бюджетные автомобили от Приоры и Калины до Гранты. Возникает логичный вопрос: почему не купить что-то более объемное, хотя бы ту же Нексию? Ведь стоит она практически столько же, сколько и микролитражка...
Причем Матизы по дорогам республики ездят не только под брендом Дэу, как у нас. Огромное количество катается с шильдиком Шевроле, а некоторые вообще под Равоном. Хотя по сути это все тот же до боли знакомый Матиз с 800-кубовым двигателем под капотом и пятьюдесятью одной лошадиной силой.
Самым непонятным для меня было то, что Матизы в Узбекистане используют даже в такси. Вот серьезно, как бы я ни любил эту машинку, для такси это далеко не самый подходящий автомобиль. Хотя здесь считают по-другому, ведь примерно 80% местных таксопарков по крайней мере в Бухаре ездят на этих микролитражках.
И мне стало очень интересно, почему именно Матиз. Почему именно эта микролитражка стала настолько популярной в Узбекистане. По этому поводу у меня были некоторые собственные соображения: локальная сборка, цена, вот это вот все... но все-таки почему не Нексия? Ведь она стоит столько же, тоже собиралась на том же заводе под Ферганой, а по размеру чуть ли не в два раза больше.
Решил спросить у таксиста, который вез меня на очередной желтой божьей коровке по городу, почему именно Матизы пользуются такой популярностью. Ответ был для меня довольно непредсказуем...
"Просто у нас машины очень дорогие, – ответил таксист. – Вот сколько у вас в России Матиз стоит?"
— Ну, я покупал два года назад за две с половиной тысячи долларов. Сейчас около трех стоит десятилетняя машина с кондиционером.
— Это же очень дешево! – чересчур эмоционально отозвался таксист. – У нас такая машина около четырех тысяч будет стоить!
— Четыре тысячи долларов за десятилетний Матиз? Они у вас что здесь, с каким-то супермощными двигателями идут или в люксовой комплектации?
— Нет, обычный Матиз на моторе 0,8 с кондиционером. У нас тут без него никак. Ну, и еще на газу.
— А зачем Матиз на газ переводить? Он же и так бензина ест немного.
— У нас на газу все ездят, на бензине очень мало. Газ дешевле, вот и весь секрет. Такси по городу стоит десять тысяч сумов – один доллар. Мне просто нет смысла работать на бензине, невыгодно.
— Так а почему не купить под такси другую машину, скажем, ту же Нексию? Она ведь побольше, а стоит практически столько же...
— Ты что! Хорошая Нексия десятилетняя тысяч шесть долларов стоит, если не больше! В такси просто невыгодно ездить. Есть, конечно, такие, кто и на Нексии возит, но их намного меньше. Ведь больше денег за поездку не возьмешь, а сама она стоит дороже, да и расход больше.
Скажите честно, могли представить, что будут такие цены на машины в Узбекистане? Я не мог...