Найти тему
Военно-технический сундук

Как японцы атаковали на двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97» Перл-Харбор 7 декабря 1941-го

В 1981-м году в СССР вышел очень интересный, а даже чересчур зажигательный художественно-исторический роман отставного советского военного летчика Анатолия Иванкина «Последний камикадзе». И всем этот роман хорош, но только японцы в нем летали всю войну над Тихим океаном на мифических двухмоторных палубных торпедоносцах «Мицубиси-97», а на их авианосцах стояли такие же мифические паровые катапульты.

Анатолий Иванкин «Последний камикадзе», 1981 г.
Анатолий Иванкин «Последний камикадзе», 1981 г.

Летом 1981 года, когда я был в армии, в лавке нашей части появилась в продаже книга Анатолия Иванкина «Последний камикадзе». Стоила она 1 руб. 10 коп – по тогдашним временам дороговато, но у меня денежки водились, к тому же меня интересовало все, что касалось военной истории, вооружений и прочего подобного.

Ну, я читал много книг про войну до этого, а вот про войну на Тихом океане не читал ничего, потому что у нас если что по этому поводу и издавалось, то достать было невозможно. А тут такой развернутый роман! Проглядев мельком книгу еще в магазине, я понял, что это как раз то, что мне надо. Написано доступным языком с изложением всех основных событий, причем изложено это все в таком любимом мной стиле военного приключенческого романа.

Анатолий Васильевич Иванкин (1927-1990 гг.) в разные годы своей жизни
Анатолий Васильевич Иванкин (1927-1990 гг.) в разные годы своей жизни

В общем, купил я эту книгу и начал читать ее урывками в свободное от службы время. Сказать, что я был поражен – это вообще ничего не сказать. Я не читал до этого ничего подобного, за исключением романов про войну в СССР, но это было совсем другое чтение. Это было изучение войны на Тихом океане в самых интересных подробностях. Можно даже сказать, что я до сих пор знаю эту войну именно по книге «Последний камикадзе», а все остальные материалы, изученные мной после этого, просто накладываются на это первоначальное повествование.

Магия этой книжки для меня в те времена была такова, что я буквально сразу после прочтения пересказывал ее многим своим сослуживцам по памяти, причем со всеми подробностями. Это свидетельствует о том, что написана она была настоящим мастером своего дела, без всяких ненужных деталей, как говорится – не в бровь, а в глаз. И все факты, изложенные в книге, я не поддавал никакому сомнению.

Первое издание (не считая журнального в 1987-м) романа А. Иванкина "Последний камикадзе", 1981 г.
Первое издание (не считая журнального в 1987-м) романа А. Иванкина "Последний камикадзе", 1981 г.

Однако гораздо позже, когда в нашей периодике и литературе начали появляться сведения о боевой технике, применявшейся на Тихом океане японцами и американцами, я начал приходить буквально в ужас.

Повествование в основном ведется попеременно от лица двух главных героев – японского морского летчика-торпедоносца Ясудзиро Хаттори с одной стороны, и американского армейского пилота-истребителя Чарлза Мэллори – с другой. Персонажи прописаны без ненужных деталей, как раз достаточно для того, чтобы с одной стороны они выглядели живыми людьми, а с другой – чтобы читатель не был перегружен ненужными деталями их характеров и биографий.

Японский пилот по книге летал на новейшем японском торпедоносце «Мицубиси-97». Самолет был хоть и палубный, но двухмоторный. Уже гораздо позже я узнал, что во время Второй Мировой войны двухмоторных палубных самолетов не существовало, но до этого открытия мне все время хотелось узнать, как выглядел двухмоторный палубный торпедоносец «Мицубиси-97». Картинок, которые могли бы пролить хоть какой-то свет на этот момент, в книге не было.

Японский палубный торпедоносец фирмы Мицубиси - B5M "Тип 97", выпущенный в небольшом количестве, и с авианосцев не использовавшийся
Японский палубный торпедоносец фирмы Мицубиси - B5M "Тип 97", выпущенный в небольшом количестве, и с авианосцев не использовавшийся

Забегая вперед, скажу, что фирма «Мицубиси» в конце 30-х годов разработала и выпустила чуть больше сотни палубных торпедоносцев «Тип 97» - B5M, но, во-первых, они никогда с палубы не использовались, а, во-вторых, что более существенно, были не двухмоторными, как в книге, а одномоторными.

Так что вопрос по двухмоторному палубному торпедоносцу «Мицубиси-97» можно закрыть.

Основной японский палубный торпедоносец фирмы Накадзима B5N
Основной японский палубный торпедоносец фирмы Накадзима B5N

Американский герой Чарлз Мэллори с первого же дня войны, то есть уже в небе Перл-Харбора 7 декабря 1941 года, летал на двухмоторном истребителе П-38 «Лайтнинг». Этот самолет, в отличие от «Мицубиси-97», был самолетом вполне реальным, только вот в 1941 году он участия ни в каких боевых действиях не принимал, ну в Пирл-Харборе этих самолетов точно не было. До 1942 года «Лайтнинги» состояли в ПВО США на Западном побережье, включая Алеутские острова, а в бой на Тихом океане вступили только к середине года, как раз к Гуадалканалу.

Но главный герой Чарлз Мэллори уже 7 декабря 1941-го смело сражался на «Лайтнинге» с японскими самолетами в небе Перл-Харбора и одержал свои первые победы. Кстати, первым сбитым им японцем был как раз один из двухмоторных торпедоносцев «Мицубиси-97». Потом он еще играючи сбил два «Зеро», но это так, походя.

Американский двухмоторный истребитель P-38 "Лайтнинг", вступивший в бой на Тихом океане в 1942 году
Американский двухмоторный истребитель P-38 "Лайтнинг", вступивший в бой на Тихом океане в 1942 году

В общем, мы видим, что автор тут напридумывал того, чего в реальности не было и не могло быть. И если бы это был обычный «диванный писака», хоть и талантливый – можно было бы простить. Но это был бывший военный летчик, потом занимал очень высокие посты при самых разных штабах, побывал и военным советником в Сирии. И если он в своей книге описал множество подробностей, которые были в реальности, разве не мог он знать о типах самолетов, на которых на Тихом океане воевали американцы и японцы?

Зачем он придумал «двухмоторный палубный торпедоносец» - я не могу понять. Не мог что ли ввести в действие романа реальный самолет – одномоторный «Накадзима» B5N? Двухмоторный палубный самолет не придал повествованию дополнительной значимости, а вот историческая правда пострадала очень сильно.

Но это не все ляпы, допущенные таким опытным специалистом в своей книге. Так, все ударные японские авианосцы, в частности, «Акаги», на котором в романе служил Ясудзиро Хаттори, были оборудованы паровыми катапультами, с помощью которых с палубы взлетали самолеты. Сегодня все знают, что во время WWII на авианосцах не было катапульт, но А. Иванкин зачем-то оборудовал ими японские корабли, и получилось, конечно же, очень эффектно. Но ведь у такой серьезной книги, тем более вышедшей не в «Детгизе», а в «Военном Издательстве Министерства Обороны СССР» должен был бы быть серьезный консультант!

А должность консультанта предполагает быть в курсе всего, что касается вооружения, не секретного, конечно же, но того, что использовалось во время давно прошедшей войны – это точно. И уж наверняка многие из наших военных, а тем более летчиков, если и не смогли сами посмотреть нашумевший американский фильм «Тора! Тора! Тора!», который вышел в 1970-м, то имели возможность хотя бы узнать о нем от других!

Да, в СССР этот фильм не демонстрировался, но он был известен и «гулял» у нас пиратским образом – ленты с ним привозили дипломаты и моряки дальнего плавания. И я думаю, что любой советский военный летчик и моряк должен был прекрасно знать многие детали по технике, использовавшейся во Второй Мировой войне. А уж автор такой грандиозной (на то время) книги про ту войну просто обязан был знать такие детали, очень важные, причем.

Кроме тех ляпов, что я описал выше, в книге имеется еще много других неточностей, а то и вовсе анахронизмов. Но они не знатоку глаз совсем не режут даже сегодня, поэтому я на них останавливаться не стану. Так, бомбардировщики Б-26 «Мородер», которые принимали участие в атаке японского флота при Мидуэе 4 июня 1942 года, автор упорно называет «Инвейдерами», а пикировщики SBD «Донтлесс» - «Скайрейдерами». Кроме того, у него при Мидуэе откуда-то появились истребители «Хэллкет», которые, как известно, вступили в бой только в 1943-м…

Много еще чего интересного в виде часто довольно смешных, хоть и невольных (я так думаю) «фейков» можно найти в книге А. Иванкина «Последний камикадзе», и именно поэтому книга представляет для любителей военной истории и техники дополнительный интерес. Лично я, когда совсем недавно перечитал эту книгу еще раз, просто для интереса, внес в ее текст карандашом столько поправок, что впору было бы делать новое переиздание книги.

Однако «Последний камикадзе» был переиздан еще только один раз – в 1987 году, причем со всеми теми же ляпами, что и в оригинале. Больше никаких переизданий не было, а зря!

Я не понимаю, почему такая интересная, причем даже зажигательная – без всякого преувеличения! – книга о войне не привлекла внимания отечественных издателей в бурные 90-е, когда огромными «советскими» тиражами издавалось совершенно всё, до чего могли дотянуться грабли наших почуявших наживу на книжном буме издателей.

Почему эту книгу не издают сегодня, как издают опять-таки всё подряд, хотя и гораздо меньшими тиражами и по гораздо большей цене?

Лично я бы эту книгу издал обязательно, причем сразу в двух вариантах. Первый вариант я оставил бы вместе со всеми ляпами, чтобы доставить огромное (ОГРОМНОЕ!) удовольствие знатокам военной истории и техники.

Второе книжное издание романа А. Иванкина "Последний камикадзе", 1987 г.
Второе книжное издание романа А. Иванкина "Последний камикадзе", 1987 г.

А второй, исправленный вариант – я уверен! – получил бы огромную признательность тех читателей, которые во всех технически-исторических тонкостях не разбираются, но умеют ценить по-настоящему хорошие книги.

В заключение приведу одну из кратких рецензий на книгу А. Иванкина «Последний камикадзе», найденную мной на одном из порталов:

Если выбросить из книжки очевидную чушь (например, о руководящей роли СССР в разгроме Японии и околокоммунистические речи, приписанные японцам), получится вполне неплохой «боевик со смыслом» на тему Тихоокеанского конфликта во время 2-й МВ. Кстати, в книге допущен очень крупный ляп - при бомбардировке Нагасаки Суини командовал бомбардировщиком с названием не «Грэйт Артисте», а «Бокскар». Очевидно, Иванкин поленился поднять документы и уточнить этот момент. Еще сильно раздражало постоянное использование названия «нуль» вместо общеупотребительного «зеро» в названии японского истребителя. Впрочем, если не обращать внимание на подобные штуки, книга вполне неплоха и читабельна.
Оба издания романа в развернутом виде - 1981 и 1987 гг.
Оба издания романа в развернутом виде - 1981 и 1987 гг.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Гибель суперавианосца «Синано» в 1944-м – глупость японского капитана, или удача американского?

Во время Второй Мировой японцы создавали лучшие в мире боевые самолеты. Просто их было мало

Почему знаменитый японский истребитель Zero A6M так быстро устарел, несмотря на все усовершенствования?

Второй Перл-Харбор после первого: налет японцев на Дарвин 19 февраля 1942 года и разгром целого флота

Японский Aichi M6A «Seiran» - первый и последний в истории мировой авиации ударный подводный бомбардировщик