В 2016 году я написал статью "Детская клятва в советскую эпоху: речежанровые характеристики".
Речь там шла о детских клятвах советского времени, многие из которых носили фольклорный характер. Как-нибудь мы об этом еще поговорим.
В статье, в частности, утверждалось (со ссылкой на словарь С.Б. Борисова "Русское детство"):
"В детской среде адресант может заранее нейтрализовать действие клятвы, чтобы иметь возможность безнаказанно солгать: «Достаточно было в момент произнесения незаметно сделать за спиной две двойных фиги (большой палец, понятно, между указательным и средним, мизинец же мучительным образом перекрещивается с безымянным)».
Еще один способ такого рода – тайно скрестить указательный и средний пальцы, против чего была придумана формула «честное слово “без крестиков”".
Я писал тогда, что "подобного в клятве взрослых нет", хотя и существует народная традиция использования фиги (кукиша, дули) в качестве оберега.
Но вот я открыл (по понятным причинам не мог не открыть) недавно написанное "Совдетство" Юрия Полякова и нашел такой фрагмент:
" — Честное партийное, — твердо пообещал отец и добавил: — Без креста!
Тут вот какая хитрость: если даешь слово, но при этом держишь, например, в кармане скрещенные пальцы, клятва не считается, ее можно не выполнять, а сказав «Без креста», ты обрекаешь себя на исполнительность".
Выходит, и в мире взрослых такое было? Или это уже наследие детства?
(Сегодня, кстати, я клятв в речи не встречаю).
Алексей Сидоренко