Найти тему
Clemence Taralevich

Русские Великой Депрессии. Подборка стихов Демьяна Бедного про эмигрантов за 1930-1933 годы.

Оглавление

Мы продолжаем с вами изучать творчество советского поэта Демьяна Бедного посвященное эмигрантам, и в этот раз мы разберем его вирши за начало 1930-х годов.

Мы возьмем период в 4 года - с 1930 по 1933, однако замечу, что в 1930-м и 1933-м, Бедный не посвятил ни одной работы эмигрантской тематике. В период же 1931-1932 годов, Демьян Бедный уделял пристальнейшее внимание эмигрантам. Если в предыдущем десятилетии, главным образом, Бедный писал (ехидные гадости) про эмигрантских звезд или бывших политических оппонентов, то незабывая конечно плюнуть их в них (где достается, кстати, не только собственно белым, но и меньшевикам - см. “Уберем с Пути” и “Общий Блок”), в сей раз главными героями Бедного стали рядовые русские эмигранты, и особенно те из них, кого сильно задел мировой финансовый кризис (он же Великая Депрессия), и кому приходилось тщетно искать себе какой либо заработок.

Бедный посвятил аж 4 длинных поэмы подобным сюжетам, каждый из которых был взят из реальных заметок в эмигрантских СМИ:

“В Америке нет рабского труда” 1931 года про США и Бразилию, на основе статьи в берлинском “Руле” за тот же год;

“Самоубийство русского” про Париж 1931 года, на основе статьи из парижских “Последних Новостей” за тот же год;

“Перед Грозой” 1931 года про берлинскую русскую девушку, на основе статьи парижских “Последних Новостей” за тот же год;

“Свиной Остров” 1932 года про вакансию в австралийской Тасмании реакции на ее русских Парижа, на основе опять таки “Последних Новостей” за тот год.

Обильное цитирование эмигрантской прессы наводит меня на очевидную мысль, что Бедный был постоянным подписчиком эмигрантских изданий - скорее всего точно берлинского Руля и парижских Последних Новостей. Оба издания принадлежали к либеральному лагерю, хотя сам Демьян их иногда кличет ‘белогвардейскими’. Полагаю что вся большевистская верхушка с элитой интеллигенции были подписаны на эмигрантские СМИ, и возможно что составляли немалую долю их платных подписчиков. Бедный не раз цитирует целые куски их статей, словно посты в телеграмме. Увы, только простой советский читатель не мог перейти ‘по ссылке’ на оригинал поста. Кстати! Западную буржуазную прессу Демьян Бедный цитирует еще чаще чем эмигрантскую...из чего делаю вывод, что также был на нее подписан.

Портрет Демьяна Бедного, 1931 год, Виктор Дени.
Портрет Демьяна Бедного, 1931 год, Виктор Дени.

Демьян противопоставляет ‘бедных эмигрантов’ бойкой сталинской державе с ее индустриализацией, новой расчищенной современной Москвой (еще и с метро!) и пятилетками (см. “Вытянем!!!” и “Самоубийство русского”)...Однако с 1933 года тема бедных эмигрантских русских пролетариев вообще пропадает у Демьяна из виду, и с ненавистью он уже начинает писать про НСДАП, по-старому только поплевывая иногда желчью в именитых эмигрантов. В 1936 году он вообще цитирует милюковские “Последние Новости” как просто нейтральный дружественный источник…Но об этом уже в следующий раз!

Клемент Таралевич

1930 - 0 стихов об эмигрантах

1931

Уберем с Пути

-3

«Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна…»

Очутилася у кручи

Меньшевистская шпана.

*

Шпанка явно увядает.

Срам страшнее, чем террор.

Беспощадно наседает

Большевистский прокурор.

*

Соскребет кусочек грязи,

А под грязью хлещет гной:

«Есть с рабочим классом связи?»

«Сорвалося! Ни одной!»

*

«Где видалися вы с Даном?..

Вандервельде что сказал?..

Были в смычке с белым станом?» –

Напряжен судебный зал.

*

Гвоздь вопроса всеми понят,

Подсудимые сдают.

«Сколько их? Куда их гонят?

Что так жалобно поют?»

*

Меньшевистски-безобразны

В продувной своей игре,

«Закружились бесы разны,

Словно листья в ноябре».

*

«Мы мечтали вместе с Даном:

Интервенция вблизи!»

«Мы с торгпромовским карманом

Находилися в связи!»

*

Им и стыдно и обидно…

Все глядят по сторонам.

«Хоть убей, следа не видно:

Сбились мы. Что делать нам?»

*

Фразы деланно-трескучи,

Но вся гниль насквозь видна.

Треск словесный не из тучи,

А из кучи…

Вот она!

*

К ней сумеем – к неопрятной! –

Мы с лопатой подойти

И с брезгливостью понятной

Уберем ее с пути!

Общий Блок

Языки б хоть прикусили!

Нет, «Соц-вестники», «Рули»

Вдруг в одно заголосили,

Желто-белые врали.

*

Прикрывая с фронтом белым

Общей гнусности этап,

Врет с нахальством отупелым

Меньшевистский желтый штаб.

*

«Не слыхали! Не видали!

Нет на нас грехов и вин.

Финн сказал – мы деньги дали!

Провокатор этот Финн!»

*

Так они невинно-просты,

Финн, однако, на суде

Заявил: «Не все прохвосты

И в ответе и в беде:

*

Мы тут влипли, дуралеи,

А в Берлине главари

„Унтер Линден“ вдоль аллеи

Ходят, черт их побери!»

*

Обоснованная злоба.

Финн взывает из суда:

«Абрамович с Даном, оба,

Не угодно ли сюда?!»

*

«Не угодно» им, конечно.

Знают, ждет какой их блин,

Но, однакоже, не вечно

Будет раем им Берлин!

*

Грянет гром и над Берлином,

Стены прошлого валя.

И тогда сойдется клином

Под прохвостами земля.

*

И тогда совместно с Даном

Абрамович даст ответ:

«Да, мы жили век обманом.

В нашем прошлом правды нет.

*

Мы рабочим нагло врали,

Мы втирали им очки.

У буржуев деньги брали

И ходили в кабачки.

*

Сочиняли там мы планы

За стаканами винца.

Приезжали к нам болваны

Вроде Финна-шельмеца.

*

Обращались к нам и Шеры

За получкой директив:

«Принимать какие меры?

Как сколачивать актив?

*

С кем нам в блок вступать уместно?»

Мог ли быть ответ иным:

«Да работайте совместно

Хоть с жандармом отставным!

*

Хоть с погромщиком отпетым!

Общий блок необходим!

Общий лозунг: прочь советы!

Мы другого не хотим.

*

Пусть империей расейской

Правит барин. Он умней.

Мы привыкли жить в лакейской,

И останемся мы в ней!»

*

Абрамович с Даном, оба,

Будут жалобно тужить:

«Дайте как-нибудь до гроба

Нам смирнехонько прожить!»

*

Мы ж – по ясной всем причине –

Эту пару по трудам,

Хоть она в лакейском чине,

Приравняем к господам,

*

К родовитым фон баронам,

К живоглотам-богачам,

К политическим шпионам,

К старым царским палачам,

*

Блоку барства и лакейства –

«Общий блок необходим!» –

Мы за общие злодейства

Общей мерой воздадим!

В АМЕРИКЕ НЕТ РАБСКОГО ТРУДА

-4

Ах, правду пишут о большевистских тиранах!

Да, да, да!

Только в буржуазных культурных странах

Рабского нету труда!

Особливо в Америке!

Ах, в свободной Америке!

Можно прийти от нее в экстаз!

Вы не слыхали о гражданине Ерике?

О Никанор Аполлоныче Ерике?..

Так вот его собственный рассказ.

Он, голодая в белой эмиграции,

Очутился на фордовской плантации.

Дошла до него молва

Такова

(Не подумал Ерик, что молва эта хламная,

Вербовочно-рекламная):

Заработки-то, дескать, у Форда

До какого доходят рекорда!

Лишь почудиться может спросонку!

На реку Амазонку

Гений этот залез,

Сводит там дикий лес

И землю, жирную сказочным туком,

Засаживает каучуком

На предмет эксплуатации

Резиновой плантации.

Всех, кому подработать не лень,

Привлекает такая приманка:

От пяти до пятнадцати долларов в день

Выдается у Форда рабочим из банка!

Моментально наш Ерик помчался туда.

А нынче он вопит оттуда:

«Ай, беда!

Ай, беда!

Ай, беда!»

(Этот вопль оглашает газета-паскуда,

Называемая эмигрантским « Рулем »,

Помеченная 27-м февралем.)

Жалкий Ерик вопит в истерике

О «свободном труде» в Америке:

Узнав, что на резиновых плантациях Форда постоянно нужны рабочие, я решил, что это самый благоприятный случай познакомиться с заманчивой рекой Амазонкой и ее возможностями. Из каких-то неведомых источников ползет по миру слух, что у Форда на плантациях платят от 5 до 15 долларов. И со всех сторон приезжают сюда специалисты по разным отраслям. Но всех их ждет неприятное разочарование . Не многим удается получить более 10 мильрейсов в день (около 1 доллара на американские деньги). И большинство соглашается, так как обычно едут на последнее и на обратную дорогу денег нет… Медицинскому осмотру подвергаются все, желающие поступить на работу, и бракуют около половины желающих . …Оказалось, что все рабочие спят по ночам в собственных самодельных гамаках, так как на них трудно взобраться муравьям, змеям, крысам и т. д. Зато москитам открыт доступ со всех сторон. …Работать приходилось под отвесными беспощадными лучами тропического солнца. Тракторы подымают целые тучи мельчайшей пыли. Она проникает во все поры и в легкие трактористов, и смертность выше среди них, чем среди остальных рабочих . При вскрытии в легких обнаруживаются целые залежи этой пыли. …Хлеба не дают. Пища вареная, но очень плохого качества, часто с душком и весьма однообразная : обычно мясо и прелый, недоваренный рис в шелухе. За это продовольствие высчитывается чуть не половина заработка. Жизнь проходит в полном однообразии , развлечений никаких… Правда, было одно празднество в день годовщины освобождения от рабства . Уж в пять часов утра запиликали, запищали, затрубили любители-музыканты из рабочих, не чувствуя, повидимому, горькой иронии этого торжества . …В здешних лесах – масса всевозможных животных, гадов, диких хищников… Масса зверей, о существовании которых я и не подозревал… Но, кажется, всего разнообразнее микробы, особенно охотно нападающие на утомленных, измученных жарою европейцев. Есть микроб, который размножается под кожей, умерщвляя тело… Захватить лихорадку тут очень не трудно… Смертность здесь колоссальная среди рабочих. Штук пятнадцать могил всегда стоят наготове: умирают ежедневно .
«Руль» от 27 февр. 1931 г. № 3118. Очерк «На плантациях Форда».

Ну, чем не сплошная идиллия?

Свобода. Никакого насилия.

Никакого похабства.

Праздновали освобождение от рабства !

Говорили ораторы темные,

Несомненно, прохвосты наемные,

О рабском труде,

Чуть не о забастовках –

Ну, известно, где:

На советских лесных заготовках!

Культурнейшие господа иностранцы,

Американцы,

Нынче леса у нас не берут.

Принудительный труд!

Говорили ораторы темные,

Прохвосты наемные,

Ловко пряча улыбку в усах,

О советских засыпанных снегом лесах, –

Говорили, собравши цинично собрание

У могил, для рабочих нарытых заранее .

Говорили, кусая со смеху губы:

«О, если б советские лесорубы

Увидали плантацию эту,

К нам попали б на праздник сюда!

Они б убедились, что в Америке нету

Принудительного труда!»

Ораторы темные,

Прохвосты наемные,

Не жалели слов блудливо-умильных,

Прибегали к газетным буржуазным статьям,

Толпа рабочих больных и бессильных

Понуро их слушала… возле могильных

Свежевырытых ям!

ВЫТЯНЕМ!!!!

-5

Посвящается магнитогорским строителям.

Приветствую рабочих и руководящий состав Магнитогорска с первой серьезной победой.
Вперёд, товарищи, к новым победам!
И. Сталин. «Известия» 19 мая 1931 года.

Читать заграничную белую печать

И карандашом отмечать

Все ее благоглупости,

Образцы тупой и злобной тупости –

В этом не ахти как много наслаждения.

Но ведь создает все эти «Возрождения»,

«Последние новости», «Дни» и «Рули»

Бывшая «соль русской земли».

«Соль» эта сделалась пресной

И малоинтересной?

В ее безотрадной судьбе

Не будет уже изменения?

Эта «соль» о себе,

Однако, обратного мнения.

И, выводя музыкальные фуги

Про свои заслуги

В попытках вернуть старину

И на нашу страну

Бросить вражью ватагу военную,

Отмечает она особливо одну

Заслугу свою наиболее ценную:

Наиболее ценным результатом нашей работы в иностранной среде является тот замечательный факт, что в подавляющем большинстве случаев иностранцы, выступая против коммунистической власти Москвы, пользуются именно нашими сведениями и в особенности нашими аргументами.
«Руль», № 3173.

Что верно, то верно:

Прибегая к «сведениям» и «аргументам»,

Гады белые служат нелицемерно

Господам интервентам.

Интеллигентные литераторы,

«Доносители» и «аргументаторы»,

Бешеные агитаторы

Против рабоче-крестьянской власти,

Клеветники и поджигатели,

Шпионы и предатели

Патриотической масти –

Где только они не таскаются,

На какие приемы не пускаются,

Чтоб только стану биржевиков

И мелко-буржуазной гниде

Показать большевиков

В «соответственном виде»,

Дескать, вот – поглядеть не хотите ли:

Разорители

И расхитители,

Старой России погубители!

Как-кую страну,

Как-кую страну

Превратили в руину! –

Тут белые доки скорей – ай да ну! –

Нам подбрасывать «стр-р-р-раш-ну-ю» мину,

Стряпать кинокартину

«Русская старина

И советская новизна».

«Первым делом покажем картину Берлину!

Запузыривай!.. Р-р-раз!..

Бож-же царь-ря!.. Начинай царским балом!»

Среди зрителей – русских отбросов – экстаз.

Монархисты ревут в озверении шалом,

Но немцы сидят в настроении вялом:

«Вас ист дас?!»

«Вас ист дас?!»

Сверкающий белым накалом

Стряпни монархической первый показ

Окончился треском, провалом.

Надо было состряпать агитку умней,

Чересчур нитки белые видно.

В буржуазных немецких газетах над ней –

Над картиною глупой – смеялись ехидно:

Полюбоваться картиной собрались типичные представители дореволюционного русского общества, прежние офицеры, помещики, сановники, старые дамы.
Картина состоит главным образом из старых обрывков тех еженедельных обозрений, где фигурировал последний русский царь. Царь на парадах, церковных ходах, торжествах, царь при встречах с иностранными монархами, царь в ставке.
Кинополотно очаровывает взоры собравшихся зрителей. Время от времени раздается подавленный возглас, когда на полотне всплывает интимно-близкое лицо. Из мелькающих фотографий вырастает старая Россия в том виде, в каком она удержалась в головах эмигрантов: Россия светского общества и верхних правящих слоев – с царскими парадами, духовенством, процессиями, придворными дамами, генералами и мундирами. Вечно праздный, от жизненных тягот отгороженный мир.
Наступает перерыв. Какой-то господин требует, чтобы дети оставили зал, так как будут показываться снимки революции и «большевистских ужасов». Дети и дамы удаляются.
Следуют снимки революционного времени. Эти снимки явно «сделанные», до крайности неуклюжие фальшивки. В паноптикуме иной раз показывается нечто более внушающее доверие. Перед нами – плохо разыгранное театральное зрелище.
Последний снимок показывает парад врангелевской армии, интернированной, уже в чужой стране. Врангель прощается с солдатами.
Тут и картине конец.
Неужели это – Россия прежде и теперь?
Старая Россия состояла не из одних царских парадов и жизни высшего общества. Были и другие явления, например: бедные крестьяне и рабочие, развращенное государственное управление, подавление каждого свободного движения, угнетение национальных меньшинств, притеснение всех вероисповеданий, не принадлежащих к господствующей церкви, еврейские погромы под руководством полиции… Обо всем этом новый фильм молчит.
Да и новую Россию определяют не одни только ужасные для эмигрантов чекисты, но и «пятилетка». Об этом настоящий фильм ничего не знает.
«Франкфуртская газета» от 2 мая с. г.

*

Уважаемый автор немецкой заметки,

Не порочьте вы нашу эмигрантскую знать!

Успехов советской трудовой «пятилетки»

Ей да не знать!

*

Знают, знают белогвардейские гады,

Как воюют ударные наши бригады

Из-за сроков – не месяцев даже, а дней, –

Знают, знают белогвардейские гады,

*

Сокрушает какие «пятилетка» преграды,

Чтобы сделать Союз наш культурней, сильней,

Чтобы он устоял против вражьей блокады, –

Знают, знают белогвардейские гады,

*

Сколько новых зажгут нам электроогней,

Сколько новых машин и электроконей

Создадут новостройные наши громады, –

Знают, знают белогвардейские гады,

*

Что нам трудно – да, трудно! Чего уж трудней!

Но фундамент заложен и крепнут фасады,

Злобный мир буржуазный не скрывает досады:

Бурный ход нашей стройки ему стал видней.

*

«Пятилетки» ль не знают эмигрантские гады?!

Но о чем каждый день, каждый день их доклады,

Их статьи и дискуссии? Только о ней!

Только о ней!

*

Планомерны, прочны ли ее достижения?

Развивается ль скорость ее продвижения?

Утешительно ль это, что пишут рабкоры

Большей частью про срывы, прорывы, заторы?

*

Сами большевики – и строители

И руководители –

Не застрянут в воздвигнутых ими лесах?

И нельзя ли, прислушавшись, в их голосах

*

Уловить отражение острой тревоги?

Не собьются ль они с генеральной, дороги?

Выводить не начнут ли зигзаги и петли?

Вытянут? Нет ли?

*

На все эти вопросы

«Соль земли», эмигрантские, то-бишь, отбросы,

Знают только один – им приятный – ответ:

«Нет, нет, нет!

*

Уж трещат большевистские тросы!

Поезда „пятилетки“ летят под откосы!

Фантастичен размер ее планов и смет!

Все строители голодны, рваны и босы.

Им ли вытянуть? Дудки! Не вытянут! Нет!

Большевистской погибели близятся сроки!»

…Про-ро-о-о-о-ки!!

*

Я – злой.

Я крестьянски ушиблен Россией былой.

Когда я выхожу против старой кувалды,

То порою держать меня надо за фалды,

Чтобы я, разойдясь, не хватил сгоряча

Мимо слов Ильича,

Что в былом есть и то, чем мы вправе гордиться:

Не убог он, тот край, где могла народиться

Вот такая, как нынче ведущая нас,

Революционная партия масс, –

Не бездарный народ дал – не только отечеству,

А всему человечеству –

Славный ряд образцов,

Беззаветных борцов

За свободу, за творчество социализма, –

Беззаветных борцов

Против банков, дворцов,

Против гнета царизма,

Против хищно-разгульного капитализма,

Против ржавых цепей темноты,

Нищеты,

Против рабской забитости и одурелости,

Против яда церковного и духоты,

Против дряблости, ветоши, плесени, прелости…

Да, былое держали большие «киты»,

И «китов» этих мы не оставили в целости:

В Октябре повернувшись к былому спиной,

Стали строить мы жизнь на опоре иной,

Не свято-кабальной, не зло-окаянной,

Не лубяной

И не деревянной,

А рабоче-социалистической

И металлической!

Прочь былые тюремно-больничные нары!

Крепнет родина наша! Она уж не та!

И не сломят уже никакие удары

Ее станового стального хребта!

Похвальба?.. Похвальбы было в прошлом немало,

Старина похвальбой заменяла дела:

Вот ее как порой похвальбою вздымало!

Ан гора, смотришь, мышь родила.

Потому-то и заваль вся старорасейская,

Эмигрантщина подлая, белогвардейская,

Услыхав из Москвы голоса ликования,

Когда радуют нас наши завоевания,

Выполнения планов и сверхвыполнения,

Скрыть не может волнения:

«Что за выдумки! Магнитогорск? Ерунда!

Худосочье строительное! Золотуха!

Вот уже Демьян Бедный поехал туда.

Ясно с целью какой: для поднятия духа!»

Верно. Так. Для поднятия духа. Чьего?

Духа магнитогорцев? Ничуть. Своего!

Я об этом в газете трубил ведь заране –

Мало видеть постройки на киноэкране:

Вот, мол, первых две домны – растут в одно лето!

Вот, мол, первая шахта, откуда руда!

Нет, лишь тот, кто на месте увидит все это,

Тот поймет и почувствует пафос труда

И увидит невиданные стариною масштабы,

Как средь голых просторов растут города,

Как у крепко-бетонного чудо-пруда

Восемь домен – могуче-волшебные бабы! –

Свой чугунолитейный ведут хоровод.

Вот!

К октябрю – первых две, а все восемь – чрез год

Запоют они песню свою гулко-звонкую,

Когда станет литье из них бурно хлестать:

«Полюбуйтесь на нашу железобетонную

Богатырскую стать!

Эй, руды нам!

Руды нам!

Вагоны!

Вагоны!

Поскорей!

Поскорей!

Поскорей!

Поскорей!

Мы родим вам мильоны,

Мильоны,

Мильоны

Металлических богатырей!

В пролетарской стране мы повысим культуру!

Нашу родину мы от врагов оградим!

Вместо старого лыка ей мускулатуру

Мы стальную,

Стальную,

Стальную

Дадим!»

Заграничные беглые лжелитераторы,

«Доносители», «аргументаторы»,

Уж пред вражьими штабами подняли вой,

Сообщая про «гвоздь пятилетки» подробности:

«Кар-р-р-ра-ул! Приглядитесь! Ведь это ж Москвой

Укрепляется сила ее боевой

Обороноспособности!»

Доносители только ль одни так умны?

Надо думать, что их не глупей их патроны.

Ну, конечно ж, для новой, советской страны

Поискать мы должны

Новых средств обороны.

Мало – вражьи полки у себя увидать

И, увидевши, «шапками их закидать»:

Шапки царские из перетлевшей материи

Подготовили гибель российской империи!

Если б к нам вражьи своры с ножами пристали

И навязана б ими была нам война,

Мы б врагам наготовили «шапок» – из стали

И чугуна!

В том лишь наша вина,

Что умнее мы прежних «правителей» стали

И сильнее советская стала страна!

Бюрократических

Папок

И патриотических

Шапок

*

Отошли времена!

Было – сплыло. Навек улетело.

Нет, словесная нам похвальба не нужна:

Пусть за нас наше хвалится дело!

*

Во Францию два инженера –

Вредители! – след замели.

И оба душой приуныли,

Дойдя до немецкой земли.

*

Сказал старший грустно: «Пр-рок-лятье!

Попали в ловушку мы, брат:

В немецкой земле – безработных

Мильончиков пять аккурат!»

*

Но младший ответил: «Что – немцы!

Во Францию ведь мы идем.

Добраться нам лишь до Булони:

В Булони мы не пропадем!

*

Приятель мой, Миша Зарудный,

Простым там рабочим пока,

Доход все ж имеет не скудный.

Я друга возьму за бока,

Скажу ему весело: „Друже,

Москву мы… того… ко всем псам!“

И он нас устроит не хуже.

Чем там он устроился сам!»

*

«Не хуже?.. Возьми вот газетку. –

Зло старший промолвил: – Ты – глуп.

Прочти-ка вот эту заметку.

Что может быть хуже, чем труп?»

*

И точно: в газетном отделе,

Где траурный выдержан тон,

Анонс был о «трупе в отеле»

В Булони на ля рю Медон:

САМОУБИЙСТВО РУССКОГО

В комнате отеля на улице Медон, номер 26, в Булони покончил с собой русский рабочий Михаил Зарудный, 29 лет. Самоубийца оставил письмо, в котором заявляет, что кончает самоубийством, отчаявшись найти работу. "Последние новости" от 8 мая с. г.

Еще нет буржуазной предсмертной агонии,

Но народ задыхается в гнойном зловонии

Чуть не в каждой уже буржуазной стране -

Даже в жирной Америке, даже в Японии,

Хоть она нажилась на всемирной войне {*}.

{* Смотри очень интересную статью в
"Берлинер Тагеблатт" от 23 апреля с.г.:
"Как выглядит кризис в Японии".}

А в советской стране в это самое время

Не скребут - по-былому - лохматое темя,

Не царапают тощей сохой пустыри,

Не несут - "для целенья" - телесные шрамы

И душевную боль в церковушки и храмы,

Не орут в кабаках от зари до зари,

_Нет, Советский Союз- в трудовом напряжении,

Бой за темпы ведут в полном вооружении

Самоподлинные чудо-богатыри.

О победе их песни, а не поражении,

Дьявол всех буржуазных кликуш побери!

Труд ударный - враг часа прогульно-досужего,

И все меньше, все меньше прогульных часов,

И растет и все гуще становится кружево

Сверхгигантских строительных наших лесов!

Прозябавшие сотни веков в неизвестности,

Пустовавшие глухо-безлюдные местности.

Полустанки, заброшенные закоулки

Стали людны и шумны, по-новому гулки.

Кто не скажет, что _дивная наша страна -

Лишь теперь только строиться стала она!

И в такое-то время

Эмигрантское племя,

"Соль земли", обомшело-безмозглые доки

Нам пророчат последние грозные сроки?!

...Про-ро-о-оки!

В Магнитогорском рабочем совете

Я сказал в первомайском привете:

"Что ж, товарищи, ждет нас в решительном споре

За тот клад, что заложен в Магнитной горе?

Чай, слыхали былину вы о Святогоре,

Старорусском бахвальщике-богатыре?

Похвалился он, плечи свои разминая:

"Эх, кабы мне в руки да тяга земная,

Всю бы землю я, кажется, перевернул!"

И только он так хвастанул,

Как на ветошь лежалую,

Как на суму переметную, малую,

Он наехал средь белого дня.

"И сходил Святогор да со добра коня,

Он за ту за суму да принимается,

А сума-то и с места не сдымается,

А все жилы-суставы у Святогора распушаются,

И по колени-то в землю Святогор убирается",

Тут ему была и кончина.

Что за причина?

Тянул Святогор, сам не зная,

Что в суме была тяга земная.

Эта тяга была его смерти виной.

Не вытянул он страшной тяги земной,

Надорвал богатырскую силу, бедняга.

Мы теперь - не в такой ли мы точно поре?

Не такой ли искус, не земная ли тяга

Нас влечет к этой дивной Магнитной горе?

Что ж? По силам, товарищи, нам тяга эта?

Загрузит наши домны руда

И - когда?

Домны первые в ход пустим мы к концу лета?

Нашу тягу земную мы вытянем?"

"Да!" -

Раздалось где-то там в глубине горсовета.

И весь зал

Досказал

Свой ответ громогласно:

"Вы-тя-не-е-е-ем!"

Вытянем! Ясно!

*

Былинный сказ о Святогоре

Звучит далекой стариной.

Там богатырь - себе на горе -

Тягался с тягою земной.

*

"Дай тягу мне - сверну полсвета!"

Так Святогор хвалился зря.

Втянула в землю тяга эта,

Угробила богатыря.

*

Был Святогор в тяжелой пробе

Богатырем, но - кустарем.

Мы на пути к земной утробе

Иной ухваткою берем,

*

Ухваткой дружной, коллективной,

Несокрушимо-волевой.

На штурм горы Магнитно-дивной

Идем колонной трудовой.

*

Мы не сдадим! Напор утроим

И, раздобыв заветный клад,

Мы наш, мы новый мир построим

На большевистский крепкий лад!

МИМО МИМО

Да, милостивые государыни и государи,

Ошметки старой стари,

Кусковы,

Милюковы,

Аргуновы

И тому подобные

Белогвардейцы злобные,

Блудословы и блудодеи.

Защитники русской великодержавной идеи,

Журналисты, помещики и фабриканты,

Обомшелые эмигранты!

Да,

Господа,

Сидели вы долгие годы,

Ждали подходящей погоды,

Но счастье вам не улыбнулося.

Прошлое к вам само не вернулося,

А мы вам тоже его не вернем.

Ах, прошлое! Поплачьте о нем,

В стиле торжественно-высоком!

Новое растет и крепнет с каждым днем,

Наливается жизненным соком.

Если бы из вас кому

Посчастливилось хоть одному,

– Сие, предупреждаю гласно,

Оч-чень опасно

И не очень похвально! –

Посчастливилось не во сне, а наяву

В советскую Москву

Пробраться нелегально,

То счастливец такой

Дрожащей рукой

Среди бодрой рабоче-крестьянской столицы

Протирал бы себе, скажем пышно, «зеницы»,

То есть пялил бы – проще – глаза,

И, не смысля ни в чем ни аза,

Рассудком своим не владея,

Бормотал, как в бреду:

«Это ж… собственно… где я?

Да неужто в Охотном ряду?!»

Поглядел бы в сторону в эту

И в эту,

Ан Охотного ряда и нету:

Нету лавок былых,

Нету вони, стоявшей здесь густо и прочно, –

Остатки подвалов и вертепов гнилых

На грузовиках увозятся срочно, –

А напротив – от самой Тверской

До «Благородного» – в прошлом – собрания…

Тут москвич-эмигрант простонал бы с тоской:

Куда же девались питейные здания?

Вон там торговали грибною закуской,

А вон там был кабак с пьянкой истинно-русской,

А против кабацкого причала

Параскева-Пятница торчала, –

Рядом люди толпились, молились, пьянели,

Торговалися, жуля, бранясь и мирясь:

Клятвы, песни, похабщина, а на панели –

Грязь,

Грязь,

Грязь!

А теперь… На какую попал ты планету?

Распивочной нету,

Параскевы-Пятницы нету,

Нету узкой панели с булыжной укладкой,

Нету грязи обычной, привычной, родной:

Вдоль, панели – широкой, асфальтовой, гладкой

( Моссовет щегольнул тут древесной посадкой!)

Протянулись деревья зеленой стеной,

Да какие деревья! Иные в охвате…

Вам хотелося чуда? Любуйтеся, нате!

Да, Москва нынче стала иной

На окраинах и на просторном Арбате,

На площади Красной и на Страстной!

А заводы,

Заводы,

Заводы,

Заводы!

А рабочие – сколько их стало! – дома!

Эмигранты плешивые! Годы и годы

Вы сидели у моря и ждали погоды

И теряли последние крохи ума.

Над газетами вашими и беллетристикой

Сколько раз хохотать мне случалось до слез:

Невозможно сравнить ни с какой юмористикой

Того бреда, что пишется вами… всерьез

И… так глупо, так старчески-пустоголово!

Все статьи ваши – несообразный курьез,

Столько лживого в них, преднамеренно-злого, –

Но по глупости явной и ложь их и брань

На такую смешную возводятся грань,

Что – честное слово! –

Иной раз я не мог даже сразу постичь,

Как пороть могут люди столь дикую дичь.

А они ее порют. И как: ежедневно!

Да, делишки, мил-сдари, у вас таковы…

Положение ваше до жути плачевно

И – непоправимо, увы!

Непоправимо.

Там, где строится новое неутомимо,

Волны жизни гремят и проносятся мимо

Заклинателей, чьи идеалы мертвы.

Мимо…

Мимо!..

ПЕРЕД ГРОЗОЙ

Potsdamer Platz, 1930, Berlin.
Potsdamer Platz, 1930, Berlin.

Поэт? Какой?

Кому выразить наше одобрение?

Нет, жизнь сама своею рукой

Написала это стихотворение,

Песню в прозе с преобладаньем одной,

Основной,

Элегической ноты.

Уж заглавие стонет больной,

Надрывной струной:

Ищу работы!!
Близ Потсдамер-плац, в Берлине, среди самой гущи движения, несколько часов простояла на днях молоденькая, очень красивая девушка. На спине и на груди у нее висели плакаты с таким текстом:
«Ищу работы!
Безукоризненно говорю и пишу по-немецки, по-английски и по-французски.
Очень хорошо умею вести домашнее хозяйство. Готова на любую работу, какую может выполнить человек с нормальными способностями».
В руках у девушки был карандаш и блокнот, вероятно для того, чтобы записывать адреса тех, кто предложит работу.
Но равнодушная толпа проходила мимо.
«Последние новости», 10 октября 1931 г.

В Берлине,

На людной площади, словно в пустыне,

Словно в месте вымершем, голом,

Стоит девушка жутким символом

Капиталистического грабежа и вражды

И человеческой горькой нужды,

Стоит, словно столп, недвижимо,

А мимо,

Словно мимо столпа,

Равнодушно проходит толпа,

На площади людной – так нелюдимо!

Мимо девушки бедной – глуха и слепа –

Проходит толпа…

Мимо…

Мимо…

*

Капитализм? В какой полосе ты?

Смотри веселей!

Ну, смотри ж веселей!

У «Франкфуртской газеты »

Был на днях юбилей,

Отовсюду ей были приветы.

Стукнуло семьдесят пять годков

С ее основания.

Но прислушайтесь только, каков

Был голос ее ликования?

Газетный торгово-промышленный дом

На юбилейный раскошелился том.

А первая в томе страница –

Сплошная слезница.

Заглавие первой статьи для сердец

Буржуазных полно – элегизма?

Какое! – Трагизма!

Юбилярша-газета рыдает: «Отец,

Отец наш небесный! Ужели конец

Капитализма ?»

Юбилярша конец признать не решается,

Она утешается

И дает не статью, а сонет:

«Положение капитализма тревожно.

Он совсем поседел. А какой был брюнет!

Что же? Старость? Конец?.. Нет, нет, нет!

Страшно думать! Нельзя! Невозможно! –

Юбилярша губы поджимает жеманно: –

В настоящем… ужасный такой камуфлет…

И близкое будущее так туманно…

Но будет же, будет желанный рассвет:

Выйдет солнце, лучи засверкают живые!..

Ведь туман не впервые…

Нужен острый хозяйственный глаз…

Ясно: в послевоенные злые моменты

В наш честный торгово-промышленный класс

Худые сумели пролезть элементы.

От них вся беда.

Капитализму от них так недужно.

Система отнюдь не худа.

Были старые кадры у нас хоть куда,

А теперь нам… почиститься нужно!

Чистка – вот наш пароль!

Вот наш пароль!»

Ну, не хитро ль?

До какой юбилярша додумалась истины:

«Спаситель! Приди и очисти ны!»

Ждет спасителя… чуда…

Интересно, откуда?

Спасителя вышлет какая… обитель?

Не оказался бы этот спаситель

В своем облике чистом –

Фашистом?

«Что? Советская власть укрепляется где-то?

Только не это!

Ах, только не это!»

Юбилярша истошно орет

И отчаянно врет,

Врет, не видя особого в том прегрешения,

Врет для самоутешения:

«Хозяйственно-крепкой системы пример СССР?

От этой системы избави нас, боже!

План хваленый советский не ладится тоже.

Машин накупили высоких культур…

Но люди… Ведь их не улучшить декретом?..

В Сталинграде на тракторном… Фейлер Артур…

Вот герр Фейлер что пишет об этом:

Только незначительная часть машин в ходу. Большинство рабочих стоит около машин без дела или производит движения, которые, как это может понять без труда даже не специалист, являются не более, как театральным зрелищем для иностранных посетителей. (Nachkrlegskapitalismus. Eine Untersuchungder Handeisredaktion der «Frankfurter Zeitung».)

Так газетная барыня в юбилейные дни,

Чтоб утешиться и чтоб вздохнуть посвободней,

Ничего не сыскала пригодней

Журналистской продажной брехни,

Да к тому же брехни… прошлогодней!

А барыне нынче всю правду раскрой,

Расскажи ей, так станет ей дурно,

Что наш тракторный сверхбогатырь той порой,

Освоив машины культурно

И работая бурно,

Стал вводить нынче в тракторный строй

По три тысячи в месяц готовых

Тракторов новых

Для советских колхозных, совхозных полей.

Это что ж? Театрально?

Нет, стальные лошадки, как есть, натурально!

И крестьянству милы – быть нельзя уж милей!

Мейне даме, могла ты приврать в юбилей,

Но не так уж нахально,

Петому что, прибегши к такому вранью,

Буржуазную чтоб возвеличить механику,

Ты лишь наглым враньем обнажила свою

Невероятную панику.

Сталинградский пример для тебя – острый нож.

Но сильны мы примером не одним сталинградским.

Утешаешься ты не от радости тож,

Представляя крестьян наших скопом дурацким:

Если случится в сельском хозяйстве приступить к новой работе, то созывается сход, и когда не приходят к единомыслию, то обращаются за решением вопроса к районному агроному, а той порой погода изменяется и в полях многое погибает.

До сих пор, мол, Митроха сидит на Митрохе,

Ум и стать те же, что при царе при Горохе…

Отрыгнулось у барыни в чванных строках,

Как в дни оны держали крестьян в дураках:

«Хам-мужик! Идиотская рожа!»

Но, как звон похоронный, ответ прозвенел,

Слух господский народной издевкой корежа:

«На дурака у господ вся надежа,

Ан, дурак-то и поумнел!»

Поумнел и ума не желает лишаться.

В барских снах только есть «хам-мужик, дуралей».

Меньше врать и умнее, мадам, утешаться

Не сумели вы в свой юбилей,

Аргументов серьезных найти не сумели,

Вам дающих надежду на новый рассвет,

А признаться вы в том не посмели,

Что таких аргументов в природе уж нет.

Невеселы аргументы в Европе

И в Америке тож не ахти,

Хоть спасителя там уж сумели найти

В замечательном мистере Свопе.

Мистер числится в звании

Председателя «электрокомпании».

Мистер Своп по башке себя хлопнул

И такое намедни в собрании свопнул,

Что взревели банкиры, от восторга балдея:

«Вот это – идея!»

А свопский идейный нарост

Так краток и прост,

Как заячий хвост:

«Ново! Ново! Ново!

Лечение капитализма больного

В целях преодоления

Анархии производства

И потребления –

В утвержденье капитало-господства

В аппарате всего эконом-управления! –

Для спасения общей мошны

Все тресты должны

Объединиться

И подчиниться,

Как можно скорей,

Возглавляющему всю механику эту

„Высшему комитету“

Из капиталистических главарей!

Капитал – царь царей!

Вот тогда-то пойдет регулирование

И планирование:

Машины и люди, цена и товар,

Все, все подчинится одному механизму!»

«Это будет смертельный удар

По коммунизму!»

«Да здравствует торгово-промышленный класс!»

«Да здравствует планово-дивная… Свопия!»

Но… и тут раздается меланхолический глас:

«Свопия – это утопия!

И опасная очень к тому же.

С ней не вышло бы хуже.

Упраздненье хозяйственно-оперативной свободы

И частной инициативы…

Это козыри вовсе не нашей колоды,

В этой песне – не наши мотивы.

Пролетарии скажут однажды нам: „Стоп!!“

По башке „комитет высший“ – хлоп!

И – построят не наши – свои! – коллективы.

Нет, нет, нет, мистер Своп,

Вы слишком ретивы

И… не слишком умны.

Нам, конечно, уже не вернуть старины.

Свои методы строить нам надобно наново

Но… зачем чересчур уж так планово?

Что хорошо для советской Москвы,

То для Нью-Йорка…»

Попавши в провалы и глубокие рвы,

Капиталисты ищут отнорка,

Они выхода ищут, коммунизму грозя

И пороча Москву кучей всяческих басен.

По былому пути им идти уж нельзя,

Новый путь им не люб и опасен!

Попавшим в такой переплет

Капиталистам, спеша на подмогу,

Папа римский послание шлет:

«Молитеся богу

И обрящете вновь вы к богатству дорогу,

И вы будете в вечном буржуазном раю!»

Всю эту священную литературу

Рассылает он через свою

Церковно-промышленную агентуру.

(Худо папским агентам в советском краю!)

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ
святейшего господина нашего промыслом божием папы Пия XI
к досточтимым братьям… состоящим в мире и общении с апостольским престолом,
об обострении экономического кризиса,
о бедственном положении множества безработных.
…Досточтимые братья, мир вам и апостольское благословение!
Нам угрожает новое бедствие, которое уже в значительной степени поразило вверенную нам паству… Мы видим такое множество честных и трудолюбивых рабочих вынужденными к бездействию и вместе с их семьями доведенными до крайней нищеты, а между тем они ничего более не желают, как честно, в поте лица своего, согласно божественной заповеди зарабатывать насущный хлеб, который они ежедневно испрашивают у господа. Их стенания потрясают наше отеческое сердце… Теперь приближается зима, а с нею целая вереница страданий и лишений, которые холодное время приносит беднякам… Поскольку не позаботятся о нуждах стольких несчастных семейств и о их покинутых детях, они (чего не дай бог!) дойдут до ожесточения.

Гвоздь «апостольского» поучения –

Страх рабочего «ожесточения».

Отсюда «апостольская» тревога:

«Подкормите их малость, ради бога,

А то ведь… понимаете сами!»

Растекся папа словесами.

Аминь, аминь, глаголю!

Наболтавшися вволю,

Шаманствуя и пророча,

Чтоб вытравить ненависть из рабочих очей,

Безработных бедняков мороча

Милосердием богачей,

Переходит папа к главному сюжету,

К своему бюджету,

К организации сверхнормального,

Повального

Трехдневного моления…

Для прибавления

Божественной казны.

В этом новизны

Особенной нету:

Гребут монету

Служители неба

Со всех сторон,

С крестин и похорон,

С черствого хлеба

И гнилых макарон.

Поскольку все человеческие усилия не достаточны для осуществления цели без божией помощи, то мы воссылаем горячие молитвы подателю всякого блага, чтобы он сократил период страдания… Приближается праздник царя Иисуса Христа… Нам представляется чрезвычайно подходящим, чтобы при подготовлении к этому празднику в приходских церквах устраивали торжественные трехдневия, во время которых молили бы бога…

Молили бы бога…

Молили бы бога…

Ах, уж эта «апостольская» тревога!

Надо дать папской пастве хоть немного еды,

Подкормить богомольную папскую шпанку,

Чтоб она, озверев, не причинила беды…

Ватиканскому банку!

Капиталисты рыщут,

Выхода ищут,

Плана хочется, но план колется…

Папа римский молится…

А в Берлине –

И в одном ли Берлине? –

На людной площади, словно в пустыне,

Словно в месте и мертвом и голом,

Стоит девушка жутким символом

Капиталистического грабежа и вражды

И человеческой горькой нужды,

Стоит, словно столп, недвижимо,

А мимо,

Словно мимо столпа,

Равнодушно проходит толпа.

На площади людной так нелюдимо!

Мимо девушки бедной – глуха и слепа –

Проходит толпа…

Мимо…

Мимо…

Мимо девичьей незримой слезы…

Мимо нужды, кричащей плакатами…

Это голос отчаянья, не голос грозы.

Гроза загремит громовыми

раскатами!

1932

Свиной Остров

В Индийском океане, далеко,

Так далеко, что некуда уж дале,

Есть островок. На нем так жить легко.

Жить в домике, а не в сыром подвале

Иль, скорчась где-нибудь, подобно псу

Иль раненой, больной, бескрылой птице,

Жить, чувствуя себя в большой столице,

В Париже, как в глухом-глухом лесу.

На острове… О нем, за десять су

В Париже белую приобретя газетку,

Волшебную прочтете вы заметку.

Тот остров злым, оборванным, больным,

Всей, всей белогвардейщине голодной,

Он сказкою звучит, ничем иным,

Хоть в практике, на карте мореходной,

Он назван просто – «островом Свиным».

Полгода он затерян в океане,

В густом, непроницаемом тумане,

Пустынный, чуждый радостям живым,

Полгода в одиночестве суровом –

Зловещий в зимнем зареве багровом –

Под саваном лежит он снеговым.

Гор ледяных прибрежный гулкий грохот,

Бурь океанских вой, и рев, и хохот,

Пустынность, дикость, сырость, холод, мрак…

Следов не видно от былой дорожки,

Протоптанной когда-то из сторожки,

В гранитный продовольственный барак.

Протаптывал дорожку четверть века

Угрюмый, молчаливый нелюдим.

Да, остров был жилищем человека:

Бараку сторож был необходим.

От воровских берег он покушений

(Грешили китоловы иногда!)

Постройку, где на случаи крушений

Хранилися одежда и еда.

И сторожу и в пополненье склада

Был привозим припас однажды в год.

Для сторожа, однако, не отрада

Был парохода редкого приход.

В былом к чему-то ненависть питая,

Он, получая письма, в тот же час

Безжалостно сжигал их, не читая.

В нем все сожгла жизнь, раньше прожитая,

Он твердо ей сказал однажды: «пас!»

На островке, над мрачною пучиной

Он угасал и, наконец, угас,

В дневник свой занеся перед кончиной:

Вот уже 42 дня подряд непроницаемый туман. Я слышу, как ледяные горы разбиваются с грохотом о скалы. Не могу спать. Одиночество. Мне скоро исполнится 62 года.

Он умер. Год прошел, и два, пока

На остров, где могила старика

Виднелась со сторожкой темной рядом,

Доставлен был мужчина средних лет.

Он долго, долго пароходу вслед

Глядел пустым и полумертвым взглядом.

А через год здесь найден был скелет

С костлявою рукой на склянке с ядом.

С тех давних пор до самых наших дней,

Как ни росла во всех анонсах плата,

Все не было – страх был нужды сильней! –

На этот пост вакантный кандидата.

Вдруг… Объяснять, что этому виной?

Чем нынче стала будущность чревата?

Что значит стон сердечно-надрывной

И гневный вопль голодных демонстрантов –

Рабочих и фабричных лаборантов,

Матросов и нежнейших музыкантов:

«Спастись, спастись, спастись любой ценой!..»

Легендою вдруг остров стал Свиной,

Особенно средь русских эмигрантов:

«Сторожка и барак! Жилище и еда!

Пусть не шелка, не сладкие сиропы,

Но не сухарь, не пресная вода!»

«Пусть остров! Пусть Свиной! Скорей туда

Из кризисной погибельной Европы!»

«В ней терпят все крушение, и мы!

Не пережить нам нынешней зимы!

Ждать лучшего? Увы, нет оснований!»

Что я пишу не выдумку свою,

Вот – образцы вам точные даю

Голодных эмигрантских завываний:

Ответ своим читателям парижской белогвардейской газеты «Последние новости» (№ 3933 от 29 декабря истекшего года).
По поводу напечатанной у нас заметки «Ищут Робинзона» (№ 3931) мы получили несколько десятков письменных, телефонных и устных запросов.
Среди безработных эмигрантов немало охотников получить место сторожа на необитаемом Свином Острове («Хог-Айланд»).
Заметка эта была нами взята из «Берлинер Цейтунг ам Миттаг». Замечательно, что и берлинская газета оказалась заваленной предложениями немецких безработных. «Мне 22 года, а остальное не так важно…» – пишет один. «Нас, безработных, нельзя упрекнуть в том, что мы разборчивы», – пишет другой. «Мне стало просто невыносимо жить здесь, терять лучшие годы бесцельно, без всякой деятельности», – пишет третий.
Полученные нами письма по тону немногим отличаются от писем немецких безработных. «Я согласен на все предложения». «Мне 32 года, холостой, натурализированный француз, владею 8-ю европейскими языками».
Претендентам ничего не остается, как обратиться непосредственно в «Общество оказания помощи потерпевшим кораблекрушение» в Сидней (Австралия).
Выдержки из дальнейших, продолжавших поступать в редакцию «Последних новостей» писем. (См. № 3938 от 3 янв.)
1
Извините, что пишу Мало грамотно но я иначе не знаю писать… Статейка подзаглавием ищем робинзона: то есть Человека, который бы согласился поехать Насвиной остров… Я согласен ехать! в сторожа вместе с женой и сыном… и еще один знакомый тоже семейный трое детей тоже согласен в Месте… Прошу ответить, чем скорее, потому что безработы и запасу нету.
2
Правда, место не очень завидное, но наша жизнь эмигрантская еще хуже. Предпочитаем быть в безлюдье, чей смотреть на голод детей. Я три месяца без работы, дети обносились, жена начала болеть от недоедания. Просить о помощи я не могу, совесть не позволяет, так как и без меня много несчастных.
3
Ищут Робинзона. Я желал бы знать это место. Я уже давно мечтаю куда-нибудь удалиться подальше от людей, потому что жить среди людей невозможно. В холоде и голоде очень трудно, а стреляться не хочется.
4
Я согласен подписать контракт на несколько лет. Я русский. Мне 25 лет. Теперешняя моя жизнь мне надоела! Остров, дающий приют пострадавшим от кораблекрушения, явится также островом спасения и для меня.
5
Господин Милюков знай шел я ваше объявление у вашей уважаемой газеты П. Н. у котором объявлено что требуется Сторож на Свинский остров так я очын заинътирисувался етым обявлением и очын имею большую охоту ехать туда… Напишите мине… адрес где ето находица; так как я ищо очын молод имею только 22 года…
6
Я бы с большим удовольствием уехал на Свиной остров от етой проклятой нынешней жизни. Я вас увиряю, что если у меня не будет счастя туда попасть то жить мне остается не много в етом гнусном кровожадном мире. Я безработный… Все ето мне надоело до отвращения… Один путь я вже сибе выбрал, а это другой! Первый – смерть, второй жить в одиночестве.
7
Из рассуждений М. Осоргина, сопровождающих цитируемые письма
…Это так естественно для русского человека! В дни полной безработицы и крушения всех надежд на будущее – и вдруг свободное место с хорошей оплатой. Один сторож умер в снегах, другой покончил самоубийством…

Отчаянье. Безвыходность. Тупик.

Готовность жрать хоть из свиной помойки.

Белогвардейский холод так велик,

Что в радость им тепло тюремной койки.

Как выглядит зверино «белый» лик

И как звучит животный, дикий крик

На фоне нашей грандиозной стройки!

Партконференциям? Нет, нет, не им.

И не ячейкам также заводским,

И не своим читателям колхозным

Для смеха, их живым речам не в тон,

Я подношу вот этот фельетон

С материалом гнойно-гангренозным, –

Но тем, кто бредит желчно стариной,

Кто брызжет ядовитою слюной

На каждую строительную вышку,

Кто злобствует за нашею спиной,

Дарю мечту про остров про Свиной.

Швыряю в их личины их же гной,

Чтоб услыхать их хриплую одышку,

Чтоб отравить предсмертную их злость,

Чтоб «Островом Свиным» вогнать им гвоздь,

Железный гвоздь б их гробовую крышку!

1933 - 0 стихов об эмигрантах

t.me/chuzhbina

https://t.me/rootedcosmopolitan