Использование информационных технологий в инклюзивном образовании, в том числе при дистанционном обучении, в настоящее время рассматривается как необходимое и значимое. Традиционные средства обучения применительно к детям с особенностями развития не всегда возможны и порой не эффективны. В таких случаях на помощь приходят информационные технологии, которые позволяют учащимся с ограниченными возможностями здоровья получать полноценное образование наряду с обычными детьми.
Применение современных технологий в качестве вспомогательных устройств позволяет школьникам с особенностями развития компенсировать и корректировать нарушение функций организма и принимать активное участие в учебном процессе. Персональные компьютеры, ноутбуки и другие технические средства обучения имеют встроенные функции настройки для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Существуют устройства для чтения с экрана, клавиатуры со специальными возможностями и другие приспособления, которые могут помочь учащимся в освоении учебной программы, например, позволяют делать записи ребёнку с двигательными нарушениями, читать – детям с дефектами зрения.
Информационные технологии облегчают общение особенных детей со сверстниками, позволяют свести к минимуму различия между учащимися, улучшить взаимодействия с одноклассниками и педагогами, расширить социальные связи и приобрести друзей. Часто для маломобильных людей интернет является единственным средством связи с окружающим миром и возможностью самореализации.
Применение информационных технологий расширяет также и возможности учителя, позволяет оптимизировать учебный процесс, применять разнообразные современные методы обучения, контроля знаний, совместной работы: видеоконференции, чаты, симуляторы виртуальной реальности, игры, различные варианты тестирования и т.д.
Благодаря информационным технологиям, включенным в систему инклюзивного образования, учащиеся, имея доступ к многочисленным информационным ресурсам, приобретают недостающие навыки и знания по изучаемым дисциплинам. Школьники получают также дополнительное образование по предметам, способствующим развитию творческих и познавательных способностей. Кроме того, дети, решая коллективные задачи и работая над совместными проектами, приобретают опыт общения с педагогами и сверстниками, повышают самооценку.