Найти в Дзене

ЗиС-5 – герой войны среди грузовиков

Всем привет! Среди всех советских грузовиков самыми легендарными можно назвать тех, которые активно использовались в годы Великой Отечественной войны. Таких машин всего две: «полуторка» ГАЗ-АА, о которой я вел рассказ здесь, и «трехтонка» ЗиС-5, который и стоит сегодня на повестке дня. История нашего героя началась в 1933 г. Новый грузовик изначально создавался с целью замены появившемуся в 1931 г. АМО-3. Интересно, что до «трехтонки» на московском заводе АМО, позже Завод им. Сталина, производили грузовики, по сути не отличающиеся друг от друга и созданные на основе американских грузовиков Autocar, и даже при запуске в производство ЗиС-5 московские машиностроители не сильно заморачивались, лишь немного улучшив конструкцию грузовика. В результате чего увеличилась грузоподъемность машины до 3 т, за что ЗиС-5 и получил свое прозвище. Все же конструктивно новая машина почти не отличалась от предшественника, так что уже в 1934 г. ЗиС-5 пошел в серию, и даже считается, что процесс запуска по

Всем привет!

Среди всех советских грузовиков самыми легендарными можно назвать тех, которые активно использовались в годы Великой Отечественной войны. Таких машин всего две: «полуторка» ГАЗ-АА, о которой я вел рассказ здесь, и «трехтонка» ЗиС-5, который и стоит сегодня на повестке дня.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

История нашего героя началась в 1933 г. Новый грузовик изначально создавался с целью замены появившемуся в 1931 г. АМО-3. Интересно, что до «трехтонки» на московском заводе АМО, позже Завод им. Сталина, производили грузовики, по сути не отличающиеся друг от друга и созданные на основе американских грузовиков Autocar, и даже при запуске в производство ЗиС-5 московские машиностроители не сильно заморачивались, лишь немного улучшив конструкцию грузовика. В результате чего увеличилась грузоподъемность машины до 3 т, за что ЗиС-5 и получил свое прозвище.

Все же конструктивно новая машина почти не отличалась от предшественника, так что уже в 1934 г. ЗиС-5 пошел в серию, и даже считается, что процесс запуска почти сразу пошел гладко. Кстати, благодаря удачной конструкции эти грузовики стали первыми машинами, отправлявшиеся из СССР за рубеж: в середине 30х гг. первая партия ЗиС-5 была отправлена в Турцию.

Если внешний вид грузовика был классическим для того времени, то двигатель заводчанам пришлось изменить. И вот под капотом был установлен двигатель объемом 5,6 л и мощностью 73 л. с. С таким мотором быстрее 60 км/ч машина разогнаться не могла, зато двигатель оказался очень живучим и мог работать на низкосортном бензине, а летом даже на керосине.

Кабина же ЗиС-5 совсем простая: сама она сделана из дерева и обшита металлом, а внутри лишь пара приборов, тяжелый руль и рычаг 3-ступенчатой коробки передач. Не было даже воздуходувки, лишь можно было приподнять для вентиляции ветровое стекло.

Кабина ЗиС-5. Источник фото: drive2.ru
Кабина ЗиС-5. Источник фото: drive2.ru

Как и «полуторка» ГАЗ-АА, ЗиС-5 занял в свое время главенствующую позицию на грузовых перевозках. На его базе существовал целый ряд модификаций, среди которых фургоны:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Цистерны:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Пожарные автомобили:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

И санитарные машины:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

А также автобус с индексом ЗиС-8, но эта машина – отдельная тема на нашем канале, и к ней я однажды вернусь.

К 40м гг. ЗиС-5 морально устарел, и предполагалось, что на смену ему придет новый грузовик ЗиС-15, о котором я писал здесь. Но тогда никто не мог подумать, что неожиданно разразится Великая Отечественная война, и устаревший ЗиС-5 будет держаться в строю до самого ее конца. История распорядилась по-своему, и ЗиС-5 стал наряду с «полуторкой» одной из главных движущих сил в тяжелые военные годы. Для боевых действий была создана отдельная модификация ЗиС-5В, которая отличалась от первоначальной версии «квадратными» передними крыльями:

ЗиС-5В. Источник фото: drive2.ru
ЗиС-5В. Источник фото: drive2.ru

Эти машины перевозили солдат и боеприпасы, могли буксировать пушки, а некоторые вывозили людей из блокадного Ленинграда, правда, при условии, что лед Ладожского озера был толстым. Особняком стояли модификации для участия непосредственно в боевых действиях. Некоторые ЗиС-5 комплектовались прожектором для обнаружения самолетов:

-8

А иногда вооружались знаменитыми «катюшами» БМ-13:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Существовала и полугусеничная техника на базе ЗиС-5:

Источник фото: karopka.ru
Источник фото: karopka.ru

Важная деталь. В 1942 г. производство ЗиС-5 организовали на Уральском заводе им. Сталина. Тамошние грузовики отличались надписью «УралЗиС» на капоте и продержались в производстве вплоть до 1955 г. К тому времени грузовик 30х гг. окончательно выработал свой ресурс и нуждался в замене, и лишь тогда появились новые машины – ЗиС-150 в Москве и УралЗиС-355М, о котором я писал здесь, на Урале.

Сегодня удел этих грузовиков – памятники и военно-исторические музеи. Моим друзьям прошлым летом удалось снять ЗиС-5 в одном из крымских музеев:

-11

Некоторые ЗиС-5 участвуют в мероприятиях, посвященных 9 мая:

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

ЗиС-5, или «трехтонка» - один из главных грузовиков, помогавший нашим дедам и прадедам выдержать Великую Отечественную войну и довести ее до победного конца. Неудивительно, что сегодня эти машины стараются сохранить для музеев и тем самым оставлять для потомков частичку истории.

Есть ли музейные экземпляры ЗиС-5 в ваших городах? Пишите в комментариях, буду рад обратной связи.

А у меня на этом все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!