Начинаю цикл постов, посвященных женскому персонажу. Вступительная часть.
Чего нет, того нет. Женщин. Женские образы из литературы исчезли. Не потому что мужчины перестали описывать женщин, а женщины сами себя, а потому что само понятие женственности перестало существовать. Нынче моветон раскладывать людей на противоположный пол. Равноправие уничтожило женский пол, но не потому что женщины и мужчины стали равны, а потому что женщины стали как мужчины. Выглядят, ведут, живут, общаются. При свободе и равенстве женщины не стали женщинами, они стали мужчинами. И литература как нельзя точнее откликается на это явление. Женские образы испарились. В принципе, мы имеем показательный разброс от угнетенной и забитой героини одних авторов до быдловато-агрессивных героинь других. Все остальное одинаково безлико умещается между ними.
Не идет речи о том, что надо вернуть некий женственный образ, воспетый поэтами. Речь идет о постановке вопроса, в чем женственность заключается. Ни мужчины его не ставят, ни женщины. То есть в обществе возник вопрос, а в литературе его отражения не возникло.
Показательны посты в интернете, посвященные празднику 8 марта. Не обращали внимания, как из года в год последние лет пять, а то и больше, пользовали соцсетей употребляют следующую формулировку: «женщины, будьте любыми», словно до сих пор пытаются избавиться от навязанного веками образа мягкой, податливой и таинственной женственности, которая в умах связывается со слабостью, в свою очередь которая является основой для уже больной темы абьюза и разного рода насилия. С такой же упорностью отрицается сексуальность женщины, как нечто, что ведет к объективации и снова к насилию. Словно женщина существует в нашей эпохе, как нечто в отрицательном смысле. Не быть объектом, не быть слабой, не быть удобной, не быть нежной и так далее. Женщины как таковой нет в принципе. Общество просто начисто сметает привычные установки «настоящий мужчина», «настоящая женщина». И это можно было бы назвать хорошим предзнаменованием, но опять же – есть разрушение полоролевых догм, и нет цели и понимания, во имя чего они разрушаются. Когда мы говорим о свободе ради свободы, мы играем с собственным разумом в иллюзии. Но в рамках данной книги я, конечно, не собираюсь рассуждать о том, куда мы идем и что нам делать. Я лишь хочу обозначить проблематику, на которую есть бессознательный общественный запрос. В чем он заключается?
Мы не можем отрицать, что вопрос о полах стоит довольно-таки остро. Отрицать его нет смысла, ведь неслучайно стала широко обсуждаемой тема третьего пола, смены полов. Если мы говорим, что каждый может быть личностью, неважно какого ты пола, откуда берется тогда проблема смены пола? То есть половая идентификация имеет огромное значение для личности. Мы убрали рамки полов, но не пришли ни к какому заключению что же есть мужчина, что же есть женщина. Где же проигрывание темы в литературе?
Обратите внимание на безликость половой принадлежности персонажей. Можно спокойно менять местами женских и мужских, ничего не изменится. Меня интересует, почему сам автор не задается вопросом, какого пола его персонаж и какие особенности ему добавляет принадлежность к тому или иному полу, и если это проблематика времени, то почему не проигрывается в сюжете?
Женские образы в литературе были разными, я думаю, современные авторы не согласны больше не с изображением женщины, а скорее с ее ролью. Ролью только любовной. Сегодня заявляется с настойчивой истеричностью: женщина не для любви, женщина сама для себя. Теперь женщине даются иные роли, но сам факт женственности отбирается. Женщины ударились в отрицание, а не провозглашение. Что же есть женщина? Зачем мужчины перекраивают себя в женщин, зачем носят платья и изображают бьютиблогеров, начинают манерничать и говорить о чувствах, то есть воплощают то декоративное представление о женственности, против которого выступают сами женщины? Зачем женщина идет на операцию по избавлению от статуса женщины, наращивает мышцы в спортзале, делает мужскую стрижку, надевает бесформенные мужские вещи, ведет себя агрессивно и грубо – то есть по сути приходит к утрированной мужской роли? От того, что мужчина и женщина меняются местами, не изменяется суть пола.
Пол – это сила природы. Противоположность полов – дуальность жизненных сил. Может ли человек отменить день и ночь, приливы и отливы, хищников и травоядных, рождение и убийство? Попытка вычистить из себя половую надстройку над личностью – словно попытка человека победить природу – имеет место, но бессмысленна. Сначала человек властвует над природой, потом он получает разрушенную, истощенную планету. Может, писателю стоит всмотреться в этой глобальный конфликт человечества по попытке обуздать собственную природу, исключить ее из себя?
Вот в чем важный вопрос, который нельзя замалчивать – чем женский образ отличается от мужского, задайте его себе, ответьте на него или обозначьте, как неразрешимый, но не проходите мимо.
Кстати, и про любовь теперь тоже нет книг. Нет женского образа, нет любви.
_________________________________
Книга-вдохновение на нестандартность писательства "О чем кричит редактор"
По вопросам редактуры и литературного анализа текстов сюда
#литература #книжный блог #женская проза #современная проза #писательство