Сергей Балакин
Менеджеры итальянской паромной компании NAVARMA, основанной в 1959 году предпринимателем Акилле Онорато, одними из первых поняли: «креативная» раскраска пассажирского судна играет важную роль в раскрутке и узнаваемости фирмы, стремящейся стать брендом. И ещё в 1982 году они - едва ли не самыми первыми в Европе - украсили борта своих паромов изображением огромного синего кита. Одновременно и компания была переименована в Moby Lines – с явным намёком на Моби Дика, легендарного кита из одноименного романа Германа Мелвилла.
Но нынешнюю «весёлую» раскраску суда Moby Lines получили позже, причём отнюдь не случайно. В апреле 1991 года произошла страшная трагедия: паром компании «Moby Prince» на подходе к порту Ливорно столкнулся с танкером «Agip Abruzzo», сразу же вспыхнул пожар, охвативший оба судна. На пароме погибли 140 человек, спастись удалось лишь одному. Многие обстоятельства катастрофы так и остались невыясненными, но произошедшее отразилось на репутации компании самым негативным образом. Резко сократился объём перевозок.
И тогда руководство Moby Lines прислушалось к совету психологов, утверждавших, что «весёлые картинки» на бортах паромов отвлекут пассажиров от мрачных воспоминаний, вызовут улыбку и создадут ощущение беззаботности. В 2003 году было заключено соглашение с американской кинокомпанией Warner Brothers, разрешившей итальянскому перевозчику использовать изображения мультяшных героев. После своеобразного «ребрендинга» Moby Lines восстановила утраченные позиции, и сегодня её пёстрые от обилия рисунков паромы не спутать ни с какими другими.
Ныне Moby Lines осуществляет перевозки между Италией, Францией, а также островами Эльба, Сардиния и Корсика. У компании 15 грузопассажирских паромов; крупнейшие из них - «Moby Aki» и «Moby Wonder» - имеют тоннаж более 36 тыс. т. Это один из крупных игроков в области транспортных перевозок на Средиземном море. В 2022 году флот Moby Lines должен пополниться двумя огромными (69 500 брт, длина 238 м) паромами, строящимися на китайской верфи в Гуаньчжоу. Они будут работать на линии Ливорно – Олбия.
Все суда компании хорошо узнаваемы: на их бортах и надстройках изображены многочисленные персонажи популярных мультфильмов.
В 2015 году владелец Moby Lines Винченцо Онорато купил 100% акций паромной компании Tirrenia – своего главного конкурента. Отныне у обоих крупных паромных операторов один владелец. Неудивительно, что вскоре на бортах судов приобретённой компании тоже появились «весёлые картинки». (Кстати, имя Винченцо Онорато наверняка знакомо любителям парусного спорта: он не только судовладелец, но и известный яхтсмен, участник многих престижных соревнований, в том числе регаты America's Cup).
В настоящее время деятельность Moby Lines вышла за пределы Средиземного моря. В 2016 году итальянская компания приобрела хорошо знакомую многим туристам российскую компанию St.Peter Line, владевшую паромами «Princess Maria» и «Princess Anastasia». Так в Санкт-Петербурге появилась дочерняя фирма Moby SPL. Правда, «Принцессу Марию» новый хозяин сразу же переименовал в «Moby Dada», перекрасил и отправил на Средиземное море. Оставшаяся на Балтике «Принцесса Анастасия» тоже получила пёструю окраску в стиле Moby и Tirrenia. Только на её бортах были изображены не кадры мультиков, а декоративная композиция с куполами и архитектурными элементами Санкт-Петербурга.
Между прочим, в своё время мне довелось побывать на обеих балтийских «принцессах», и в будущем я о них обязательно расскажу.
Первая статья на тему «Корабельный «боди-арт» здесь.