Прежде всего определимся: зачем вообще обращаться к логопеду? Здесь могут быть две причины: ребенок либо совсем не говорит, либо говорит неправильно.
На первую проблему обычно обращают внимание рано. Однако многие родители считают, что, пока ребенку нет трех лет, беспокоиться по этому поводу не стоит.
По поводу второй проявляет заботу государство – за год до школы, в шестилетнем возрасте, дети проходят особую комиссию и в случае наличия логопедических нарушений получают направление к логопеду. Обратите внимание, если таки меры проводятся централизованно, значит, это важно! Родители могут отмечать и раньше, что в речи ребенка есть какие-то дефекты, но не придавать им значения.
Стоит ли ждать наступления названных выше сроков или нужно обращаться к логопеду как можно раньше? Здесь, как при лечении любых болезней: чем раньше поставлен диагноз, тем успешнее будет лечение, тем больше шансов на выздоровление. Обратиться к логопеду можно с ребенком любого возраста, у которого замечены какие-либо нарушения речи. Имейте в виду, что речевое развитие тесно связано с общим и психическим развитием ребенка. Нарушение в одном из них тут же сказывается на других.
Специалист четко знает, какой уровень речи соответствует каждому определенному возрасту, как речь развивается, что является нормой, а что отклонением от нормы. Он выявит проблему, если она есть, и даст ей оценку. В частности, он установит, имеется ли у ребенка предрасположенность к формированию какого-то дефекта речи, вредная привычка или сформировавшееся стойкое нарушение. В каждом конкретном случае логопед разработает систему мер коррекции.
При этом, разумеется, применяемые методы будут соответствовать возрасту ребенка. К примеру, маленького ребенка он не будет учить выговаривать звуки. Скорее всего, он начнет заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой, чтобы укрепить речевой аппарат ребенка, вследствие чего ребенок сам сможет правильно произносить любые звуки.
Очень хорошо, если родители будут проявлять заинтересованность, присутствовать на занятиях, задавать вопросы. Логопед не только будет сам заниматься с ребенком, но и даст полезные рекомендации родителям. Вероятно, он предложит комплекс упражнений, которые дети должны будут выполнять дома, под наблюдением взрослых. Возможно, он обратит внимание на психологический климат в семье, влияющий, помимо всего прочего, и на развитие речи ребенка. Следуя рекомендациям специалиста, можно быстрее достигнуть положительного результата и устранить речевые нарушения. Кроме того, совместные занятия всегда сближают родителей и ребенка.
Что произойдет, если вообще не обращаться к логопеду? В дошкольном возрасте у детей формируется фонематическое восприятие, то есть они учатся воспринимать и распознавать звуки. Если ребенок говорит неправильно, значит он эти звуки не распознает, а это очень плохо скажется на его успеваемости в школе.
Впрочем, обращаться к логопеду никогда не поздно. Только в более старшем возрасте для коррекции речевых нарушений придется приложить гораздо больше усилий.