Эксперты Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) проанализировали, как изменялись продажи наиболее популярных компактных кроссоверов по итогам 2021 года. Hyundai Creta сохранил лидерство в абсолютных показателях, но по росту продаж лучшими стали вседорожники Renault и Lada.
По итогам 2021 года топ-10 наиболее востребованных компактных кроссоверов оказался достаточно «разношерстным». В него вошли модели девяти различных марок, заметно отличающихся по потребительским качествам. Однако наибольший рост продаж за год сумели показать те представители SUV, которые можно было найти не только в свободной продаже, но и купить по привлекательной, то есть достаточно низкой, цене.
Лидером SUV по-прежнему остается Hyundai Creta. Однако впервые за последние несколько лет эта модель стала терять популярность. Продажи составили 68 081 автомобиль (-7% к 2020 году). В этом ощутимую роль сыграл дефицит этой модели в салонах, а также то, что после смены поколения средняя цена Creta перевалила за 1,5 миллиона рублей даже без дилерских наценок.
На втором месте по объему продаж оказался Renault Duster – 41 471 а/м. Здесь рост продаж относительно 2020 года составляет 31%. Это наибольшая прибавка из всех SUV, что образуют топ-10.
Замыкает тройку лидеров Toyota RAV-4 – 38 441 а/м (+6%).
Volkswagen Tiguan расположился на четвертом месте с результатом 29 232 а/м (-11%). На пятом и шестом местах прописались две модели АвтоВАЗа. Lada Niva Legend разошлась тиражом 25 827 а/м (-13%). Несмотря на «макияж» образа 2021 года, модель плохо скрывает свой более чем 40-летний возраст и ежегодно теряет поклонников. Еще в 2018-19-гг. ее раскупали по 32-33 тысячи в год. А вот Niva-2123, что долго была Chevrolet, теперь привлекает названием Niva Travel. Ребрендинг пошел явно на пользу: в прошлом году было продано 25 415 а/м, на 28% больше, чем в 2020 году.
Далее друг за другом следуют Kia Sportage (24 969 а/м; -11%), Nissan Qashqai (20 474 а/м; -7%) и Mazda СX-5 (19 828; -1%). И наконец, замыкает «десятку» Skoda Karoq – 19 487 (+25%). С той оговоркой, что прирост продаж чешской модели вызван тем, что в 2020 году она полноценно начала продаваться лишь в марте.
В 2022 году дистрибьютор Hyundai обещал сделать все возможное для увеличения доли Сreta. Ситуации, когда как в 2021-м выпустили равное количество Soris и Creta, больше ждать не стоит. Так что лидерство именно кроссовера Hyundai может еще больше упрочиться. Дальнейший рост Duster возможен только в том случае, если дилеры под нажимом дистрибьютора уменьшат по этой модели наценки. RAV-4 наверняка сохранит тот же небольшой рост. А сегмент в целом могут начать наполнять китайцы. Наиболее вероятные кандидаты -- Tiggo 4, Jolion и Coolray.
Топ-10 компактных кроссоверов по итогам 2021 года