Источники: https://seance.ru/
Советский авангард – течение в кинематографе, которому (как и всем остальным) нельзя поставить четкие хронологические рамки. Однако, можно сказать, что это период с 1920-1930 г.г.
Это направление характеризуется большими экспериментами в кино, попытками вывести его генетический код. Этим занимался, к примеру, Сергей Эйзенштейн – он изучал монтаж и создал фундаментальную работу: «Монтаж аттракционов». По воспоминаниям студентов, они вместе с Эйзенштейном могли часами рассматривать один кадр, размышляя, как сделать большее эмоциональное воздействие на зрителя. Можно привести в пример – «Броненосца Потёмкина», а конкретно – знаменитый кадр с коляской.
Этот кадр так влияет на зрителя – что можно физически почувствовать ужас от толпы (которая в этом фильме отдельный персонаж)
Более того, некоторые режиссёры цитируют Сергея Эйзенштейна в своих фильмах.
Еще одной яркой характеристикой Советского авангарда – является «киноки». Это творческое объединение документалистов, которое собрал режиссёр Дзига Вертов
Они опубликовали манифест, в котором противопоставляли свои приёмы – традиционным.
Дзига Вертов считал, что развивать кино – имеет смысл только в документальном ключе, а постановочное ведёт к некому омертвению формы в целом.
Не менее важен так называемый кино-глаз. Если вкратце, то он отличается от человеческого – образным восприятием.
Дзига Вертов снял «Человек с киноаппаратом» – где использовалась, к примеру двойная экспозиция. Суть в том, что этот фильм подразумевает образное мышление с кадрами. Поэтому эта работа – выдающаяся.
Ещё одним важным выразительным средством, которое появилось в Советском авангарде, является эффект Кулешова.
Этот приём может влиять на актёрскую игру:
В первом случае нам кажется, что человек испытывает голод. Во втором – скорбь. В третьем – вожделение.
Это открытие во многом повлияло на дальнейшее развитие кинематографа
Закат Советского Авангарда связан с тем, что государству не нужны были эти эксперименты с кино. Все чаще требовались агитационные фильмы.
Но – Советский Авангард – это не отрезок времени, а поиск новых художественных средств. И не зря именно «авангард» – это слово означает «впереди идущий» – тот, на кого стоит ориентироваться.
Таким образом, его продолжение наблюдалось в других течениях кинематографа – в эпохе оттепели, его влияние и эксперименты с монтажом (как с драматургическим средством) – повлияли на динамические сцены в фильмах про супер-героев.
И даже сейчас – современные режиссёры, которые ищут новые средства – тоже в некотором роде являются его продолжением. Воодушевляет, не так ли?
Смотрите – искреннее, другое – не имеет значения!