Найти тему

Так ли плоха была миссис Рид, и почему она воспитывала Джейн Эйр именно так

Влюбленность каждого второго поклонника Шарлотты Бронте в ее знаменитый роман начинается с сопереживания Джейн, которую тиранит в поместье Грейтсхэдхолл ее тетка. И по меркам современного мира миссис Рид действительно хрестоматийный газлайтер. Но почему она воспитывает Джейн именно так, и таким ли уж одиозным было ее поведение по меркам викторианской Англии.

Джейн Эйр. Художественный фильм. Фрагмент. 1983 г.
Джейн Эйр. Художественный фильм. Фрагмент. 1983 г.

Итак, Джейн проживает в доме своей тетки потому, что ее мать приходилась мужу миссис Рид сестрой. Видимо, брат очень любил сестру поскольку после ее смерти (а мать Джейн вместе с ее отцом умерли от тифа вскоре после ее рождения) не только забрал малютку себе, но и лично возился с нею так, как никогда не возился с родными детьми.

Однако, и мистер Рид вскоре тоже "отошел в мир иной", взяв перед смертью с жены обещание, что она позаботиться о его племяннице. Именно поэтому Джейн и живет в усадьбе, не имея при этом ни гроша за душой, поскольку ее мать вышла замуж против воли отца, и тот лишил ее всяческого наследства.

Прекрасная ностальгия. Джон Эверетт Миллес. 1881 г.
Прекрасная ностальгия. Джон Эверетт Миллес. 1881 г.

Следует упомянуть, что, проживая в усадьбе на этих, практически "птичьих" правах, Джейн - отнюдь не Козетта: она хорошо одета, питается за господским столом, хорошо читает (а обучение грамоте не было обязательным для девочек в Англии тех времен) и вообще получает воспитание и образование вместе с Элизой и Джорджианой - дочерьми миссис Рид.

Да, практически никто в доме не любит Джейн. Миссис Рид снисходительна к своим детям и закрывает глаза, когда те обижают двоюродную сестру. Дети, видя это попустительство, начинают считать такое отношение к девочке нормальным и издеваются над ней. Да и слуги не редко сваливают на сиротку проступки других детей, зная, что тем самым, не вызовут у хозяйки негодования. Разумеется сама Джейн считает такое отношение не справедливым и не испытывает теплых чувств к родне.

Девочка с куклой. Джон Уайт Александер. 1901 г.
Девочка с куклой. Джон Уайт Александер. 1901 г.

Конечно сегодня мы назвали бы такое отношение к ребенку травлей. Но было ли оно таким для викторианской Англии? Следует упомянуть, что "детство" существовало в мире отнюдь не всегда. В средние века, например, считалось, что ребенок ничем не отличается от взрослого, кроме более скромных физических параметров. Даже в викторианской Англии дети из менее обеспеченных социальных сословий работали наравне со взрослыми и это совсем не считалось зазорным. Человечество в ту пору только открывало "мир детства", в котором у ребенка могли быть свои взгляды и чувства, в котором не только еда и одежда, но и досуг и душевный комфорт были важны.

Детство в ту пору было зачастую мимолетным и отнюдь не радужным периодом. Оно воспринималось родителями как школа жизни - подготовка к жизни взрослой, которая не замедлит наступить и очень скоро.

Звуки моря. Карл Гусов. 1879 г.
Звуки моря. Карл Гусов. 1879 г.

Какая же жизнь, по мнению миссис Рид могла ожидать Джейн, девочку у которой нет ни приданого, ни яркой внешности, - ни одного из тех двух, наиболее весомых достоинств, которые могли бы обеспечить ей место в мире. Быть компаньонкой - бесплатной прислугой в ее доме и доме ее детей. Вот все будущее, которое миссис Рид видела для Джейн, и именно к этому будущему она и пыталась ее подготовить.

Миссис Рид воспитывает Джейн вместе ос своими дочерьми отнюдь не из добрых чувств. Нет, компаньонка должна знать быт и уклад господского дома изнутри, дабы уметь в него влиться и поддерживать его в будущем. Она должна прилично выглядеть, дабы не смущать господ и их гостей своим видом, она должна быть образована, чтобы поддержать беседу и развлечь хозяйку, когда это будет необходимо.

Вот только Джейн, по мнению миссис Рид, скрытна и не покладиста. Эти качества не только считались в викторианской Англии порочными, они еще и резко противоречили той жизни, которую Джейн предстояло вести, и к которой миссис Рид считала своим долгом ее подготовить. Именно поэтому она так тиранит девочку, склоняя ее к улыбчивым услужливости и покорности. Это те качества, которые ей необходимы для взрослой жизни.

Девочка, читающая книгу. Йохан Гундмундсен - Холмгрин. 1900 г.
Девочка, читающая книгу. Йохан Гундмундсен - Холмгрин. 1900 г.

При этом, миссис Рид в своих методах еще очень гуманна. Она не лишает Джейн обедов и ужинов, не выгоняет ее на мороз, не применяет розги - а все эти методы воспитания были в ту пору вполне обычны. С точки зрения миссис Рид она не наносит Джен никакого физического, а значит, и фактического вреда. Душевные терзания Джейн ей просто не понятны, поэтому она и воспринимает ее порывы как ложь, театральное действо, направленное на то, чтобы выторговать себе блага, которые ей не положены и ею не заслужены.

Главная трагедия в отношениях Джейн и миссис Рид не в том, что Джейн бедна, и не в том, что ее общество было навязано тетке обещанием, данным мужу на смертном одре. Главная трагедия этих отношений в том, что Джейн просто более глубокая и чувствительная натура, чем миссис Рид. Их конфликт - это конфликт мясника и поэта, где один не видит смысла в розах, а второй не мыслит жизни без них.

Краб. Уильям - Адольф Бугро. 1869 г.
Краб. Уильям - Адольф Бугро. 1869 г.

Мы проиллюстрировали эту статью работами самых разных художников викторианских и околовикторианских времен, которые пытались поймать и запечатлеть не только быт детей, но и их душевные переживания. Кажется, сложись обстоятельства жизни Джейн чуть иначе, и она могла бы быть любой из девочек на этих картинах.