В соцсетях иногда можно увидеть, как СССР обменял флот на газировку. Этот факт несомненно имел место быть, но не все так печально, как представляют себе некоторые патриотично настроенные наши сограждане. В этой истории даже есть место юмору.
Вообще сотрудничество PepsiCo и руководства Советского Союза имеет давние корни. Первая попытка выхода компании на советский рынок произошла еще в конце тридцатых. Но начавшаяся Вторая мировая война, а после нее - холодная, отодвинули срок экспансии американской газировки на долгие десятилетия.
Следующая попытка предпринята в годы хрущевской оттепели. В 1959 году в парке "Сокольники" была проведена выставка "Промышленная продукция США", на которой, помимо прочих промышленных достижений капитализма, был продемонстрирован напиток "Пепси-кола". Хрущев невольно стал даже рекламным лицом напитка.
Вскоре после этого произошло обострение в "Холодной войне", "Карибский кризис", а впоследствии и Никита Сергеевич был отстранен от власти. Выхода на рынок СССР у Пепси-колы опять не случилось.
Следующая попытка оказалась успешной. В 1972 году исполнительный директор PepsiCo Дональд Кендалл (на фотографии он наполняет стаканчик из бутылки) заключил с руководством СССР соглашение о начале производства напитка в Советском Союзе. Кстати, этот господин организовал и экспозицию Пепси-колы на вышеуказанной выставке 1959 года. Так что, похоже проникновение на рынок СССР было для него идеей фикс.
В Советском Союзе пепси-кола продавалась, понятное дело, за рубли. Причем цена была фиксированной и печаталась на этикетке. Американцам рубли были не нужны, советская валюта не была свободно-конвертируемой, поэтому не годилась для расчетов в нормальной капиталистической системе. На выручку пришла система натурального обмена, то есть бартер. Начали менять концентрат газировки на водку "Столичная" и другие алкогольные напитки, компания PepsiCo стала дистрибьютором советской водки на родном рынке.
Спрос на газировку пепси в СССР был впечатляющим. Даже за цену, практически вдвое превышающую отечественные напитки, она была нарасхват.
В 1989 году истекал срок соглашения между PepsiCo и Советским Союзом. Руководство страны не хотело терять поставщика газировки, своя неэффективная промышленность явно не справлялась и не могла обеспечить предложение напитков адекватное спросу. Кендалл не хотел терять советский рынок, который считал весьма перспективным в свете начавшихся в стране реформ. Но сбыт бартерного алкоголя в США имел пределы роста, кроме того проблемы советской экономики в 80-х годах, также создавали трудности в реализации отлаженной схемы по обмену концентрата на алкогольные напитки. Здесь пришел на выручку советский флот. Была заключена сделка, согласно которой СССР передавал PepsiCo в счет оплаты списанные подводные лодки проекта 613 в количестве 17 единиц, а также фрегат, крейсер и миноносец. Плюс к этому, советская сторона передала несколько новых нефтяных танкеров.
Эта сделка действительно сделала компанию PepsiCo крупным владельцем военного флота, по некоторым подсчетам 6-м в неофициальном мировом рейтинге . Но конечно реальной боевой силой эта флотилия не являлась. Перед ее передачей была проведена демилитаризация каждого судна, кроме вооружения с кораблей было снято все, что представляло какую-либо ценность. Так что по сути, СССР передал американской компании плавучий металлолом. Кендалл впрочем так и планировал использовать эти суда - они были сданы на переплавку. Ну а танкеры были переданы в аренду, то есть использовались по назначению - перевозили нефть.
Дальнейшее сотрудничество PepsiCo и СССР должно было стать еще более плодотворным для обеих сторон. Советский союз должен был построить для компании несколько нефтяных танкеров, PepsiCo в свою очередь планировала значительно увеличить производство своей продукции в СССР, а также открыть сеть ресторанов Pizza Hut. Все эти планы оказались погребены под обломками рухнувшего СССР. Возможно это и к лучшему. Бартерные сделки - это все-таки анахронизм.