Найти в Дзене
Cogito ergo Sum

Металлолом в обмен на газировку

В соцсетях иногда можно увидеть, как СССР обменял флот на газировку. Этот факт несомненно имел место быть, но не все так печально, как представляют себе некоторые патриотично настроенные наши сограждане. В этой истории даже есть место юмору.

Вообще сотрудничество PepsiCo и руководства Советского Союза имеет давние корни. Первая попытка выхода компании на советский рынок произошла еще в конце тридцатых. Но начавшаяся Вторая мировая война, а после нее - холодная, отодвинули срок экспансии американской газировки на долгие десятилетия.

Следующая попытка предпринята в годы хрущевской оттепели. В 1959 году в парке "Сокольники" была проведена выставка "Промышленная продукция США", на которой, помимо прочих промышленных достижений капитализма, был продемонстрирован напиток "Пепси-кола". Хрущев невольно стал даже рекламным лицом напитка.

Обратите внимание, как Никсон смотрит на Хрущева. Так наверное смотрит дедушка, когда взрослый внук дегустирует его самогон.
Обратите внимание, как Никсон смотрит на Хрущева. Так наверное смотрит дедушка, когда взрослый внук дегустирует его самогон.

Вскоре после этого произошло обострение в "Холодной войне", "Карибский кризис", а впоследствии и Никита Сергеевич был отстранен от власти. Выхода на рынок СССР у Пепси-колы опять не случилось.

Следующая попытка оказалась успешной. В 1972 году исполнительный директор PepsiCo Дональд Кендалл (на фотографии он наполняет стаканчик из бутылки) заключил с руководством СССР соглашение о начале производства напитка в Советском Союзе. Кстати, этот господин организовал и экспозицию Пепси-колы на вышеуказанной выставке 1959 года. Так что, похоже проникновение на рынок СССР было для него идеей фикс.

В Советском Союзе пепси-кола продавалась, понятное дело, за рубли. Причем цена была фиксированной и печаталась на этикетке. Американцам рубли были не нужны, советская валюта не была свободно-конвертируемой, поэтому не годилась для расчетов в нормальной капиталистической системе. На выручку пришла система натурального обмена, то есть бартер. Начали менять концентрат газировки на водку "Столичная" и другие алкогольные напитки, компания PepsiCo стала дистрибьютором советской водки на родном рынке.

Спрос на газировку пепси в СССР был впечатляющим. Даже за цену, практически вдвое превышающую отечественные напитки, она была нарасхват.

В 1989 году истекал срок соглашения между PepsiCo и Советским Союзом. Руководство страны не хотело терять поставщика газировки, своя неэффективная промышленность явно не справлялась и не могла обеспечить предложение напитков адекватное спросу. Кендалл не хотел терять советский рынок, который считал весьма перспективным в свете начавшихся в стране реформ. Но сбыт бартерного алкоголя в США имел пределы роста, кроме того проблемы советской экономики в 80-х годах, также создавали трудности в реализации отлаженной схемы по обмену концентрата на алкогольные напитки. Здесь пришел на выручку советский флот. Была заключена сделка, согласно которой СССР передавал PepsiCo в счет оплаты списанные подводные лодки проекта 613 в количестве 17 единиц, а также фрегат, крейсер и миноносец. Плюс к этому, советская сторона передала несколько новых нефтяных танкеров.

Самая массовая подводная лодка флота СССР, проект 613. Разработана в 50-х годах XX века. Было произведено более 200 единиц.
Самая массовая подводная лодка флота СССР, проект 613. Разработана в 50-х годах XX века. Было произведено более 200 единиц.

Эта сделка действительно сделала компанию PepsiCo крупным владельцем военного флота, по некоторым подсчетам 6-м в неофициальном мировом рейтинге . Но конечно реальной боевой силой эта флотилия не являлась. Перед ее передачей была проведена демилитаризация каждого судна, кроме вооружения с кораблей было снято все, что представляло какую-либо ценность. Так что по сути, СССР передал американской компании плавучий металлолом. Кендалл впрочем так и планировал использовать эти суда - они были сданы на переплавку. Ну а танкеры были переданы в аренду, то есть использовались по назначению - перевозили нефть.

Дальнейшее сотрудничество PepsiCo и СССР должно было стать еще более плодотворным для обеих сторон. Советский союз должен был построить для компании несколько нефтяных танкеров, PepsiCo в свою очередь планировала значительно увеличить производство своей продукции в СССР, а также открыть сеть ресторанов Pizza Hut. Все эти планы оказались погребены под обломками рухнувшего СССР. Возможно это и к лучшему. Бартерные сделки - это все-таки анахронизм.