Есть такое выражение – "Свобода приходит нагая". В том смысле, что к ней не прилагается достатка и комфорта. Наоборот, если хочешь свободы, будь готов чем-то (а иногда – всем) жертвовать.
До смешного доходило!.. (Надеюсь, понятно, что это цитата, а если нет, то вот к ней картинка.)
...Дворнику Герасиму, чтобы обрести свободу (внутреннюю, а не в юридическом смысле) пришлось утопить собачку – единственное дорогое ему существо! (Надеюсь, понятно, что это не шутка, а если не понятно, то вот ссылка, где эта драматическая коллизия подробно и серьёзно разжёвывается.)
Принадлежит выражение про нагую свободу поэту Велимиру Хлебникову:
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на ты...
Есть у него и получше стихи, но именно эта метафора лучше всего запомнилась газетным публицистам, именно её они любят цитировать, мысленно приписывая то Вольтеру, то Робеспьеру, ещё кому-нибудь заграничному. Не-а... Хлебников, Виктор Владимирович (псевдоним – Велимир), Астраханской губернии рожа́к.
Но интересно другое. Если, получая свободу, человек что-то теряет, значит, будучи несвободным, он это "что-то" имел?
Один классик сказал: «Революции начинаются от хорошей жизни, а заканчиваются от плохой». Я тоже это заметил – по коту.
У нас есть кот – уменьшенная действующая модель общества. Когда он ест свой любимый кошачий корм, он счастлив. От счастья он толстеет, наглеет и перестаёт со всеми здороваться. Поел – и на боковую.
Но когда начинаешь его (чтоб не лопнул) кормить другим, нелюбимым кормом, с пониженным содержанием калорий, он преображается. Сразу – умненькая мордочка, сразу нежный переливчатый язык хвоста и тела. Заглядывает в глаза, трётся – и мурлычет, мурлычет, мурлычет. Такая заинька. Работает котом.
Но как только права будут восстановлены, так сразу опять: "Да пошли вы... Глаза бы мои вас не видели".
То же и у людей. Удовлетворение жизнью обратно пропорционально благодарности. К сожалению.
Любой детский психолог скажет: ребёнку нужны установленные взрослым границы. Начиная от режима дня и заканчивая нравственными ориентирами. Он должен твёрдо знать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо, без всяких там "цветущих сложностей" и релятивизма. Если границ нет, ребёнку плохо, нервная система идёт вразнос...
Это всё к вопросу о свободе. Или вы считаете, что взрослые устроены по-другому? Я сомневаюсь. Общество как ребёнок: чем больше у него свободы, тем ему хуже. Аж прямо хочется устроить революцию от такой мучительной жизни. Но ведут ли революции к свободе?
Стратегически ("когда-нибудь потом") – да, но сначала нет, не ведут. Ведь особенность революций в том, что люди их устраивают, воспользовавшись уже имеющейся у них свободой. То есть в процессе революции свободу не добывают. Наоборот, её тратят. Расходуют. Как патроны. Вот почему рабочие, посещавшие различные "кружки" и устраивавшие стачки в 1913 году, уже и помыслить не могли о таком в 1933-м. (А жить "в среднем по больнице" стали лучше, да.)
Я так смекаю, что свобода – она вроде кислорода в атмосфере. Когда её совсем нет – жить нельзя. Когда в меру, около 20-ти процентов, её как будто не замечаешь. Когда больше, чем нужно, – пьянеешь, кружится голова. А в чистом виде кислород – яд. (Друзья, я знаю про кислородные подушки. А вы – про гипероксию?)
"О чём эта статья?"
Ну, вот вчера мы поговорили о том, откуда произошло и что означает изречение "Когда я слышу слово "культура", я хватаюсь за пистолет", а сегодня разобрали ещё одно крылатое выражение. Рубрика такая – "Крылатые выражения".
Какое следующее рассмотрим? Предлагайте!
Ранее:
Кто хватается за пистолет при слове «культура»?
«Словно вдоль по Питерской, Питерской...» При чём тут Гагарин?