Найти в Дзене
Pro-personal.ru

Правила оформления и оплаты электронного больничного

Оглавление
ЭЛН: Электронный лист нетрудоспособности
ЭЛН: Электронный лист нетрудоспособности

Как оформляется лист нетрудоспособности с 1 января 2022 года

С 2022 года все больничные, в том числе по беременности и родам, оформляются только в электронном формате (Федеральный закон от 30.04.2021 № 126-ФЗ). Бумажные больничные применяются, только если их открыли до конца предыдущего года, а закрывать будут в 2022-м. Правила взаимодействия всех сторон по электронным листкам нетрудоспособности (ЭЛН) – ФСС, работодателей, медицинских организаций – утверждены постановлением правительства от 16.12.2017 № 1567 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.11.2018 N 1391, от 23.08.2021 N 1381).

Врач на приеме заводит электронный больничный в специальной информационной системе, запрашивает уникальный номер документа. Затем медицинское учреждение выгружает ЭЛН в ЕИИС «Соцстрах».

Работодатель получает уведомление об открытии больничного (позднее будут поступать и другие уведомления – о продлении, закрытии, аннулировании ЭЛН). Ему недоступна информация о диагнозе, только статус, дата, номер документа и данные работника. Для оформления больничного работодателю надо отправить запрос с номером СНИЛС и ЭЛН.

Важно: требовать от работника распечатанный документ или талон из поликлиники нельзя. Для оформления достаточно номера ЭЛН. Его работник может передать, например, по телефону или электронной почте.

Затем работодатель вносит в больничный сведения, необходимые для расчета пособия (средний заработок, страховой стаж и т.д.), с указанием данных страхователя и застрахованного сотрудника. Они подтверждаются усиленной квалифицированной электронной подписью. Если обнаружена ошибка в данных от ФСС, надо отправить специальное сообщение «Информация об ошибке в ЭЛН».

Обязанности работодателя

До конца 2021 года работодатели должны были обеспечить техническую готовность к приему ЭЛН и уведомить сотрудников об изменениях в порядке оформления и обработки документов. Кроме того, с 1 января 2022 года работодателям необходимо направлять в территориальные органы ФСС сведения о застрахованном лице при приеме (увольнении).

У работодателя должна быть подтвержденная учетная запись юрлица на Госуслугах. Для этого нужна квалифицированная электронная подпись на имя руководителя или на сотрудника, имеющего право действовать без доверенности.

После этого необходимо под «учеткой» Госуслуг зайти в Единую интегрированную инфосистему «Соцстрах» на cabinets.fss.ru и заполнить данные о работодателе. Можно использовать для взаимодействия с ФСС собственное доработанное программное обеспечение, программы для ведения бухучета, программы операторов электронного документооборота или специальный сервис «Социальный электронный документооборот», программы, доступные на сайте ФСС (например, https://lk.fss.ru/eln.html) или заходить через личный кабинет страхователя:https://lk.fss.ru.

Также следует определить, кто из бухгалтеров будет работать с новыми больничными. Ответственному сотруднику нужна квалифицированная электронная подпись, та же, что применяется для сдачи отчетов.

Сами работники могут получать уведомления о статусе своих ЭЛН на Госуслугах или с тем же логином-паролем в кабинете получателя услуг на сайте ФСС:https://lk.fss.ru/recipient/.

Читайте статьи по теме на сайте pro-personal.ru:

Как выплачивается пособие по нетрудоспособности

После закрытия больничного ФСС может запросить дополнительные данные о работнике, на этот запрос необходимо ответить в течение трех рабочих дней.

Первые три дня болезни оплачивает работодатель в ближайший «зарплатный» день, остальное работник получит напрямую из ФСС. Пособие по беременности и родам полностью оплачивается из ФСС.

Напомним: работодатель должен уведомлять ФСС об изменении данных сотрудника – ФИО, СНИЛС, ИНН, а также о способе перечисления пособий и реквизитах.