Весна на Заречной улице. СССР, 1956. Режиссеры Феликс Миронер и Марлен Хуциев. Сценарист Феликс Миронер. Актеры: Нина Иванова, Николай Рыбников, Владимир Гуляев, Валентина Пугачёва, Геннадий Юхтин, Римма Шорохова, Николай Ключнев, Марина Гаврилко, Юрий Белов и др. 30,1 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер и сценарист Феликс Миронер (1927–1980) поставил всего три фильма, два из которых («Весна на Заречной улице» и «Увольнение на берег») вошли в тысячу самых кассовых кинолент СССР.
Режиссер Марлен Хуциев (1925–2019) поставил восемь игровых полнометражных картин, две из которых («Весна на Заречной улице» и «Два Федора») тоже вошли в тысячу самых популярных советских фильмов.
«Почти все участники коллектива, поставившего «Весну на Заречной улице»,— дебютанты в кинематографии. Правда, Феликс Миронер и Марлен Хуциев, ученики Игоря Савченко, закончили ВГИК семь лет назад. Семь лет ждали молодые режиссеры воз¬можности осуществить первую самостоятельную работу! И все-таки они еще очень молоды.
Как хорошо было бы, если бы эта группа сохранилась и продолжала работу сообща. Пусть какой-нибудь актер или актриса играет в «Весне на Заречной улице» второстепенную или третьестепенную роль,— наверно, в будущих фильмах ему или ей достанется главная роль. Как это интересно — вместе обдумывать будущие фильмы, вместе, из года в год, накапливать жизненный и художественный опыт, искать то, что называется общим языком в искусстве...
Но вот представим себе, что группа сохранилась как студийный дружный творческий коллектив. Какой же путь она изберет?
Нам кажется, именно та «линия», которая не удалась в сценарии «Весны на Заречной улице» и почти начисто исчезла из картины, и должна явиться предметом творческих исканий в новом, будущем фильме талантливого коллектива.
Его первый фильм кончается многоточием — рассказ не совсем закончен, многое осталось впереди... Конечно, речь идет не о второй серии фильма, а о второй ступени художественного мастерства.
Молодые режиссеры и актеры научились воплощать в фильме «человеческое». Они теперь умеют говорить о действительной, невыдуманной жизни Саши Савченко языком искусства.
Но не узок ли круг забот этого славного молодого человека?
То, что происходит сейчас в нашей молодой кинематографии, имеет очень много общего с процессами, происходящими и в литературе, и в живописи, и в музыке наших дней. Раскройте толстый журнал, и вы обязательно прочтете лирические стихи о «человеческом». Пойдите на художественную выставку, и вы увидите хоть несколько картин, на которых запечатлены простые человеческие чувства и отношения — они пришли в живопись вместе с лирической, бытовой, любовной темой. Точно так же и музыка и театр настраиваются на новый лад, они хотят жить тем, чем живет человек.
В нескольких наших фильмах последнего времени прозвучали задушевные, мягкие интонации итальянского кинематографа. Что же, нет греха в том, что наши мастера — и опытные и молодые — внимательно присматриваются к лучшим произведениям передовых художников Италии. Ведь и итальянские кинематографисты многим обязаны шедеврам нашего искусства.
Но, как бы мы ни уважали творчество лучших художников Запада, мы знаем — есть человеческие черты, которые впервые открыты нашими драматургами, режиссерами, актерами, и никто еще не сумел воплотить их так правдиво и сильно, как это сделала советская литература и искусство.
В нашей стране сложился тип человека, для которого события в жизни народа важнее любого события в интимной жизни, — можно утверждать это без ханжества» (Варшавский, 1957: 115).
Фрагмент из рецензии на фильм «Весна на Заречной улице»: Варшавский Я. Выбор пути // Искусство кино. 1957. № 1: 105-116.