Не секрет, что султанша, желающая возвыситься до главной позиции во дворце, должна была выбрать единственного достойного из своих детей, который станет султаном. Для этого ей приходилось с трудом отвергать других – таких же родных.
Один трон – один сын
Если с чужими шехзаде было проще, хотя многие из них были детьми, то решить судьбу своих казалось вообще невозможным. Но их никто не спрашивал. Началось все задолго до Хюррем, которая не успела выбрать. Закон Фатиха, отменяющий прочих братьев султана, создал, собственно Фатих – султан Мехмед, покоривший Стамбул. Любопытно, что его валиде в то время уже не было, так что он легко принял такие условия.
Его сыну, деду Сулеймана Баязиду тоже не пришлось огорчать мать – его единственный брат Мустафа раньше времени наворотил дел при дворе и соперничать с братом за трон не получил возможности. Селим, отец Сулеймана, много сделал для того, чтобы стать наследником, досталось и братьям, но ни один из них не был сыном его матери.
Но у его отца была жена по имени Бюльбюль, сын которой Ахмет считался законным кандидатом на престол отца. Бюльбюль не могла не понимать, что второй ее сын Махмут неминуемо будет вычеркнут из списка, но все же согласилась с этим выбором. В итоге не только Ахмет и Махмут проиграли брату, но и все их сыновья, внуки Бюльбюль тоже получили такую судьбу. Сама хатун смогла выдержать после этого всего три года.
Самый достойный
Сулейман и вовсе остался единственным кандидатом. Зато Хюррем-султан не могла не понимать, что ее дети окажутся друг против друга. Султанша пыталась делать все, чтобы обойти эту традицию. Спасло ее только то, что она не успела увидеть, как разберутся сыновья между собой.
А вот Махидевран сознательно выбрала Мустафу, поняв, что он великолепно подходит на роль наследника. В то же время у нее был и младший сын, оставшийся без ее покровительства после ее отъезда с Мустафой в санджак. Преемница Хюррем Нурбану хорошо поработала с сыновьями других фавориток Селима, но ее сын был у нее единственным.
Первой валиде, выбравшей старшего сына султаном и закрывшей глаза на других своих шехзаде, стала суровая Сафие-султан. Сколько их было, точно неизвестно, но точно не один. Приблизительно пятеро шехзаде, самому младшему из которых было около 14 лет.
Валиде всей династии
Жены Мехмеда, Хандан и Халиме тоже метили в валиде. Обе ими стали. Но только у Хандан был единственный сын Ахмед, а вот Халиме, родив двоих, рассчитывала, что ей удастся продвинуть Махмуда. Непонятно, что она собиралась делать с Мустафой.
Но дело повернулось вообще в другую сторону. Махмуд попал под горячую руку бабушки Сафие, а Мустафу фактически защитила Кесем. Иначе Халиме было бы не видать ничего похожего на султанат.
Интересна история Кесем-султан, которая возводила на трон всех шехзаде последовательно, зато по ходу дела могла отказаться от того, кто не справлялся. Так вышло с Ибрагимом, которого мать чуть не по своей идее предложила убрать с дороги. Да и внук Мехмед чудом избежал бабушкиной руки.
После шехзаде стали направлять в кафес, так что султаном мог теоретически стать каждый. Соперничество прекратилось, появилась долгая жизнь за закрытой дверью. А матери ждали часа своих сыновей в Старом дворце.
О том, чтобы стать валиде, мечтали сразу после рождения первого сына. Историю жены Сулеймана, воспитывавшей сына падишаха до Хюррем и Махидевран, можно почитать здесь.
***
Еще истории султанш Османской династии и их детей:
Хайрюнниса. Последняя фаворитка султана Ахмеда и ее дети, которых Кесем удалила от трона
Гевхерхан. Дочь Турхан, от которой мать отказалась ради трона
Шехзаде Джихангир. Сын Хюррем, который не получил любовь матери, так как был бесполезен для трона
#великолепный век #османская династия #османский гарем #султанши #хюррем