Найти тему

Три элемента покаяния, которые, будучи лишь одновременно «в сборе», запускают «двигатель» христианской жизни


Первым в такой форме это сформулировал Марк Подвижник в своем 3-м слове («О покаянии...»), а затем его цитируют уже многие; если у нас в России, то, напр., Игнатий Брянч. в 5м томе или Амвросий Оптинский в письмах (напр., письмо 294).
Три составные части покаяния, по Марку Подвижнику – это одновременные:
1) непрестанная молитва,
2) очищение помыслов,
3) терпение скорбей.
Эти три элемента, как пишет Марк, работают только одновременно и в связке, т.е.в сборе, как общий двигатель. Без одного из трех два другие правильно работать не будут, и тогда покаяние будет уже ненастоящим.
Таким образом, при призывании имени Бога в молитве Бог всегда приходит и действует, но, так скажем, "пускает корни" - лишь при наличии чистоты и питательной среды, которыми являются деятельное умаление сознательных страстей (=очищение помыслов), а также деятельное умаление бессознательных страстей (=терпение скорбей или хотя бы начиная с перенесения самых простых телесных и душевных неудобств). И хотя бы должна иметься как минимум твердая решимость на образ жизни, противоположной конкретной страсти, а также решимость на претерпевание скорби/неудобства, соответствующей некоей страсти, либо даже беспричинной, которую мы сознательно, казалось бы, и не можем увязать с какой-то своей конкретной страстью.
То есть, недостаточно лишь исполнять некие церковные внешние формальности и в том числе даже непрестанно (технически) молиться, т.к., кроме формы, есть еще и другие два обязательных элемента покаяния, без которых «двигатель» христианской жизни «не поедет».
Те же, у кого нет хотя бы одного из этих трех элементов, либо есть один или два из трех, либо которые поначалу  начинают ходить в Церковь просто из любопытства или из иного интереса, – затем через какое-то время бросают это и хождение, и молитву, т.к.надоедает, если не вливаются на какое-то время в тусовку. Если же вливаются - так и поддерживают эту тусовку лишь на формальном уровне, без «трехэлементного двигателя» (скажем так). Но потом обычно все равно надоедает, с последующим выпадением и из этой формы.
(При этом понятно, что и без формулировок Марка Подвижника это всё находится фразами по отдельности и в Евангелии, и далее везде, но представляется, что именно Марк удачно сформулировал это как связку из трех элементов в их одновременном сборе, что само по себе очень ценно для усвоения и практического повседневного применения).