Найти в Дзене
Три элемента покаяния, которые, будучи лишь одновременно «в сборе», запускают «двигатель» христианской жизни
Первым в такой форме это сформулировал Марк Подвижник в своем 3-м слове («О покаянии...»), а затем его цитируют уже многие; если у нас в России, то, напр., Игнатий Брянч. в 5м томе или Амвросий Оптинский в письмах (напр., письмо 294). Три составные части покаяния, по Марку Подвижнику – это одновременные: 1) непрестанная молитва, 2) очищение помыслов, 3) терпение скорбей. Эти три элемента, как пишет Марк, работают только одновременно и в связке, т.е.в сборе, как общий двигатель. Без одного из трех два другие правильно работать не будут, и тогда покаяние будет уже ненастоящим. Таким образом, при...
3 года назад
О восьми видах помыслов, и что недопонял Пушкин в стихотворении «Отцы пустынники...»
Начиная с Евагрия (см.трактат О восьми помыслах в 1-м томе Добротолюбия, но не только), греховные помыслы обычно разделяют на восемь видов, и далее эти 8 соответствуют схеме 3-3-2 для трех составных сил души (вожделевательной, раздражительной и разумной), а именно: - вожделевательной (от греч. - ἐπιθυμία: "похотение, вожделение") силе души соответствуют: чревоугодие (γαστριμαργία), и после него - блуд (πορνεία), а также сребролюбие (φιλαργῠρία). Т.е.это греховные помыслы, стремящиеся к телесному удовольствию, а также богатству; - раздражительной или яростной (от θῡμός - ярость) силе души соответствуют...
3 года назад
Как быстро выучить (на уровне чтения) древнегреческий язык
Главный принцип и первое правило изучения любого языка – читать только то, что интересно. В данном случае (для верующего) интересны: Новый Завет, Псалтирь (греческий текст Септуагинты), богослужебные тексты, отцы. Именно это и нужно читать (после освоения азов по начальному учебнику, например, Соболевского). То есть, не нужно заставлять толкать в себя Ксенофонта, Платона или Гомера, если они не лезут. Сейчас есть прекрасные подстрочные издания НЗ, есть сайт manuscript-bible, где по клику на каждое греческое слово выдается его морфологический разбор до начальной формы и словарное значение, есть,...
675 читали · 3 года назад
Пять разрешенных занятий в жизни верующего (по Евагрию)
5. Рукоделие (греч.: χειρουργία, «хирургия»), т.е.работа и всё, что делается руками, в т.ч.умственно. (Евагрий. Мысли, соединяемые со статьею о восьми помыслах, фрагм.1 // Добротолюбие, т.1) Тут можно увидеть, что первые четыре попарно симметричны, т. е. молитва делится на свою собственную и на ту, которая словами из книг, и размышления о Божественном также делятся на свои собственные и те, которые словами из книг. По сути, эти два вида деятельности (молитва и чтение/размышление) взаимосвязаны, т.к.одно переходит в другое и наоборот, т.к.молитва в любом случае взаимоувязана с сокрушением о своих грехах, а не является отдельной звуковой, так скажем, мантрой...
3 года назад
Евагрий о правильном христианском труде и бизнесе: недополучай выручку
Правильный бизнес по-христиански: "Аще убо продаеши аще купуеши, малый некий праведный убыток себе приими, да не тщательными образы корыстолюбия к цене доведен будучи, во вредные вины душевныя впадеши" (в славянском Добротолюбии: т.1 с.468). Переводя на современный бухгалтерский язык, "малый некий праведный убыток" - это не убыток в современном бухгалтерском смысле, а это недополучение выручки, продажа товаров и оказание услуг по ценам ниже рынка. То есть, не пекитесь о завтрашнем дне, а лишь бы хватило на ближайшее время, как сказано и в Нагорной проповеди, а лишние деньги -- пёс с ними...
3 года назад
Проблемы исповеди на приходе: одни и те же грехи каждый раз. Что делать?
Т.е.проблема в том, что покаяния каждый раз по сути не происходит, а на исповеди грехи перечисляются стандартным сокращенным набором, и в следующий раз снова тем же текстом. И так годами и десятилетиями. Является ли это в точном смысле исповедью и покаянием, и что здесь не так? В действительности покаяние – это процесс во времени с реальным улучшенным результатом, а не разовое пафосное состояние души. То есть, если изменения во времени с улучшением результата не произошло (и тем более не предполагалось), то и покаяния тоже не было и не предполагалось. Главная проблема здесь та, что приход – это место, куда люди проиходят, как правило, по следующей мотивации: 1) из обрядового мышления...
3 года назад
5 лучших книг об Иисусовой молитве
1. (как введение) Откровенные рассказы странника духовному своему отцу Хотя издания этой книги начиная с 1880-х гг и были анонимными, недавно (в БТ 47-48) А.М.Пентковским было установлено, что автором ее является иером.Арсений (Троепольский). Книга излагает события, реально происходившие в 1820-х годах и является не столько инструкцией или руководством, сколько легким художественным повествованием, которое, однако, впечатляет своей искренностью и правдивостью. Широко известна во многих переводах за рубежом, и даже у Сэлинджера на основе впечатления от нее построен рассказ «Фрэнни и Зуи». Читать лучше только первые четыре рассказа (первую часть), а остальное (вторую часть) можно не читать, т...
651 читали · 3 года назад
Техника Иисусовой молитвы, если работать в городе и на офисной работе
Что делать в том случае, если работа преимущественно головой, письменно руками и речью? Т.е., например, офисная. Но при ближайшем рассмотрении окажется, что не вся работа будет сплошной, а в ней будут очевидные «окна», где голова не занята именно мышлением, речью и письмом, или же занята в разной степени: усиленно либо без напряжения. Но самое простое – начать с дороги на работу и с работы. Легче всего, когда вышел из дома, на каждые 4 шага говорить одно слово Иисусовой молитвы, или точнее: Господи — 4, Иисусе — 4, Христе-Сыне — 4, Божий — 4, помилуй мя — 4, грешнаго — 4. Получается очень удобно, шесть четвертей, и всё в такт...
3 года назад
Зачем повторять на богослужении как попугай: "Господи помилуй" 40 раз и прочие фрагменты служб по кругу одно и то же
Тут дело вот в чём: практический ежедневный навык христианина, к которому нужно постепенно прийти как к норме – это непрестанное призывание Имени Божия, что вызвано тем обстоятельством, что в призываемом Имени Бога содержится Сам Бог (своими энергиями, конечно, а не сущностью, но, тем не менее, Имя Бога есть Сам Бог). Это так называемый догмат имяславия, и на том же самом построен догмат иконопочитания (икона освящается надписанием Имени Божия, потому что Имя Бога есть Сам Бог). И задача христианина – освятить всего самого себя призыванием этого же Имени, что надежнее всего (технически) сделать при непрестанном Его призывании...
3 года назад
Главное условие пропуска в будущую жизнь: от полуфабриката к конечному продукту
Можно формулировать это условие по-разному, но мне больше всего нравится определение Павла: "Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем". В греческом тексте стоит σύμφυτοι - т.е. не "сообразны", а "сросшиеся". То есть мы сначала должны срастись со смертью, прирасти к ней намертво уже сейчас в земной жизни, и это главное условие для того, чтобы воскреснуть со Христом в жизни будущей. Казалось бы, в церковных богослужениях это повторяется постоянно много где, начиная с чинопоследования Крещения ("аще же умрохом со Христом, веруем, яко и живи будем с Ним"), т.е.по сути это...
3 года назад
Странная история, неожиданно произошедшая у метро: опыт Богообщения
Начать хотел бы с такой истории, случившейся с одним моим знакомым относительно недавно (в его возрасте около 40 лет) у одной из станций московского метро, с трамвайным кольцом и ларьками, в один из которых он направился как-то в середине дня перекусить фастфудом. Пообедав таким образом и выйдя из этого ларька, он направился к вестибюлю метро ехать по делам дальше, до которого ему нужно было пройти еще около 50 метров по открытому асфальту, как вдруг абсолютно неожиданно в его сознании внезапно произошла некая вспышка или озарение, которое трудно было ему пересказать адекватным текстом. Весь окружающий...
3 года назад