Интересное мнение прочитала сегодня от одной своей коллеги-писательницы. Ей указали на фактические неточности в тексте, а она в ответ на это сообщила, что пишет для девочек, и им такое пойдет. "Всегда нужно делать скидку на целевую аудиторию", - заявила она. Я даже не удержалась и довольно резко ей ответила, хотя обычно предпочитаю в дискуссии не вступать и уж тем более их не инициировать. Хорошо, что оппонентка оказалась мудрее и не дала повода развить эту тему на 100500 постов.
Я очень люблю читать "для девочек". В свое время мне доставили большое удовольствие Ольга Громыко со своей Ведьмой, Кассандра Клэр с Сумеречными охотниками, Сьюзен Коллинз с "Голодными играми" и наверняка еще миллион книг, которые с ходу не вспоминаются. Но ни разу у меня не возникло ощущения, что автор держит меня за лохушку, которая не заметит несоответствия каких-нибудь технических деталей (пусть даже второстепенных) объективной реальности. Наоборот, привлекательной стороной в подобной литературе "для девочек" для меня была именно достоверность, проработанность, возможность погуглить неизвестные термины и узнать что-нибудь новое.
Даже среди попаданческой литературы мне встречались такие подробные описания какого-нибудь гончарного дела или выплавки стали, что я иногда сомневалась, что автор - женщина (одновременно восхищаясь объемом проделанной ей работы).
И теперь мне интересно - это только мне обидно, что нас, девочек, определили как людей какого-то второго сорта, ради которых можно не заморачиваться в деталях? Или я - неправильная девочка, а остальные девочки чувствуют себя в такой ситуации комфортно?
Одновременно задумалась о своих читателях. Они у меня умные, начитанные, эрудированные, неленивые. Они - трудяги, которые заморачиваются с поиском смыслов, которым не нужно все разжевывать или объяснять значение общеизвестных слов типа "цитадель". Они знают гораздо больше, чем я, но не гнушаются погуглить, если что-то показалось непонятным. Они узнают цитаты из книг или песен без дополнительного тыкания носом в виде сносок. Они прочитают мысли или мотивы поступков персонажа по случайно оброненной фразе. Они толерантны и признают право автора и персонажей действовать определенным образом, даже если это противоречит их читательскому мировоззрению. Они морально и психически устойчивы, не падают в обморок от ненормативной лексики и способны выдержать даже смерть персонажа.
Вот для таких людей я пишу. Я их бесконечно уважаю. Мне с ними интересно. И мне было бы неимоверно стыдно, если бы читатели обнаружили у меня в текстах фактические ошибки. Я бы решила, что недоработала, недостаточно проверила информацию, не соответствую их ожиданиям. Такое даже однажды было, к счастью, ошибка оказалась легко поправимой. И для моей аудитории не нужно делать никакую "скидку", скорее наоборот - поглубже изучить каждый нюанс того, о чем пишу, авось удастся кого-нибудь удивить или рассказать что-то новое.
Возможно, таких людей мало, но они есть. Они очень меня поддерживают. Многие из них - даже сами о том не подозревая. Спасибо, что вы есть.