Найти тему
Исследование Писания

КОЛОССЯНАМ (ч.22): ЕГО РАДОСТЬ: СТРАДАНИЕ ЗА НИХ

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол. 1:24).

«Ныне радуюсь в страданиях моих за вас» (1:24)

Павел пишет: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас». Иисус показал Павлу, что он должен будет пострадать за свидетельство о Нём (Деян. 9:16). В страдании нет ничего приятного. Мать испытывает сильную боль при рождении ребёнка, но она радуется, зная, что в этот мир родится её дитя (Ин. 16:21). Павел радовался не самим страданиям, а тому, какую пользу оно принесёт колоссянам. Сходную мысль он выразил в Послании к филиппийцам, где писал, что будет радоваться, даже если сделается жертвой за них (Фил. 2:17). Радость перед лицом страданий — этого Иисус ждал от Своих последователей (Мф. 5:10–12; см. Деян. 5:41; 16:25; Иак. 1:2). Точно так же Иисус относился и к Своей смерти на кресте (Евр. 12:2).

Каким образом Павел страдал за колоссян? Он не объясняет. До них, вероятно, дошли известия о гонениях на Павла. Его страдания, возможно, сделали его одной из главных фигур в деле Христа. Его спутники не всегда преследовались вместе с ним — может быть потому, что не так смело возвещали евангелие (см. Деян. 14:19, 20). Его страдания как апостола и вождя среди братьев побуждали их признать его истинным представителем Христа, наделённым апостольской властью. Кроме того, его пример вдохновлял их на то, чтобы оставаться верными Иисусу несмотря ни на какую оппозицию.

Многие взоры были устремлены на Павла как на лидера веры, и он должен был осознавать это. Своим бесстрашием и стойкостью он подавал пример всем, кто узнавал о том, что он претерпевает ради евангелия. Если бы он сломался от всех этих испытаний, то многие могли бы пасть духом и отойти от веры. Его добрый пример давал другим мужество и силу крепко держаться Христа в самых трудных обстоятельствах. Уильям Хендриксен пишет: «Разве не могла его стойкость в многочисленных невзгодах укрепить колоссян — да и всех верующих повсюду — в их вере?»

Решимость Павла оставаться верным в нескончаемых опасностях говорила другим, что они должны и могут делать то же самое. Он понимал, что филиппийцы извлекли пользу из его непреклонности даже при том, что он был в узах. Он писал, что его обстоятельства «послужили к большему успеху благовествования» и что «большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большей смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Фил. 1:12, 14).

«Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (1:24)

Страдания позволяли Павлу сказать: «Восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь». Он страдал не только за колоссян, но и за всё тело. Другие причиняли ему всевозможные неприятности за его преданность Христу и служение телу Христову, а не за его образ жизни. Говоря «в плоти моей» (эн те сарки му), Павел имеет в виду своё физическое тело, в котором обитало его внутреннее «я» (2 Кор. 4:16; 5:1, 4). Он не считал свою плоть греховной от рождения, как позже стали учить гностики.

До того как стать христианином, Павел не испытывал никаких притеснений со стороны других. Однако став последователем Иисуса, он терпел почти нескончаемые гонения. Он страдал не за собственные грехи. Невзгоды не только заставляли его всё больше полагаться на Божью помощь, но также оказались полезными для тела Иисуса, церкви. Он распространял евангелие, как никто другой, благодаря чему церковь росла на большей части Римской империи. В результате всех его усилий и вопреки всем трудностям, встававшим на его пути, везде, куда бы он ни приходил, возникали и назидались церкви. Его работа на благо тела Христа имела своей целью укрепление существовавших общин и установление новых по всему миру. Кроме того, он многое выстрадал, заботясь о церквах (2 Кор. 11:28).

Временами гонение на него было таким ожесточённым, что дух его скорбел. Он страдал до такой степени, что не чаял остаться в живых (2 Кор. 1:8, 9; 6:4, 5; 11:23–27). Христиане никогда не узнают, какую внутреннюю борьбу и физическую боль испытывал Павел, проповедуя Слово в условиях противостояния и жестокого обращения. Иисус сказал ему, что ему придётся вынести, и призвал не бояться (Деян. 9:16; 18:9, 10; 1 Кор. 2:1–3).

Страдая ради распространения евангелия, он участвовал в страданиях Христа. Многое ещё, возможно, предстоит выстрадать другим за дело Христа; последователи Иисуса могут ожидать, что будут страдать до скончания века. В некотором смысле можно сказать, что после того, как Иисус покинул этот мир, Павел продолжил Его дело с того места, на котором Иисус его оставил. Павел продолжал являть собой пример стойкости, следуя примеру Иисуса (1 Пет. 2:21).

«Восполняю недостаток… скорбей Христовых» (1:24)

Слово, переведённое «восполняю» (антанаплероо), в Новом Завете встречается только здесь. Говоря восполняю недостаток, Павел не имеет в виду, что он единственный, кто заканчивает работу Иисуса по возвещению евангелия по всему миру. Смысл сказанного — в том, что он исполняет свою часть работы.

Слово скорби (флипсейс) имеет иное значение, нежели слово «страдания» (пафемата), которое употреблено ранее в этом стихе. Слово, переведённое «страдания», обычно означает боль вследствие жестокого обращения и может указывать на крест Христа (2 Кор. 1:5; Евр. 2:9, 10). Относительно слова «скорби» Муль пишет:

«Нигде больше в [Новом Завете] оно не используется по отношению к испытаниям нашего благословенного Господа, хотя встречается в Псалме о Распятии [Пс. 21; Септуагинта]. Обычно оно употребляется не по отношению к смертным мукам, а по отношению к тяготам и мучениям в гонениях, а также, в общем смысле, по отношению к испытаниям [тягостной] жизни».

В следующих стихах Павел говорит о своём служении, поясняя, что он имеет в виду под «скорбями». В результате своей работы он претерпел лишения и страдания (2 Кор. 1:4–8; 2:4; 4:8, 17; 7:4, 5; Фил. 4:14; 1 Фес. 3:4, 7). Несколько подробнее он говорит о них во 2 Кор. 11:23–30. Он также писал о скорбях, которые выпадут на долю христиан (2 Кор. 1:4; 8:2, 13; 2 Фес. 1:4, 6, 7).

Говоря о «скорбях» (множественное число) Христовых, Павел имеет в виду нечто большее, чем крестные муки. Страдания Павла отличались от страданий Иисуса на кресте и служили иной цели. Павел говорит о бременах, тяготах, поругании и трудах, которые претерпел Иисус в образе человека, столкнувшись с насмешками и оппозицией во время Своего личного служения (Евр. 12:3, 4). Таких испытаний и такой оппозиции могут ожидать те, кто несёт в мир евангелие. Служение Иисусу дало Павлу право написать, что «умножаются в нас страдания Христовы» (2 Кор. 1:5). Он говорил, что «носит в теле мёртвость Господа Иисуса» (2 Кор. 4:10) и «язвы Господа Иисуса» (Гал. 6:17). Его цель — «участие в страданиях Его» (Фил. 3:10).

Скорби Иисуса были только началом страданий среди возвещавших Слово. После Его вознесения на небеса Его скорби продолжатся, только их понесут уже Его последователи. Если бы Он остался на земле возвещать евангелие, то Ему пришлось бы претерпеть больше страданий и сопротивления. Теперь же, чтобы продолжить Его работу и завершить начатое Им, мучения будут претерпевать Его последователи. Пока проповедуется евангелие, противодействие будет продолжаться.

«Так Павел ради тела Христа, церкви, восполняет то, чего может ещё недоставать. И восполняет не только словами, но и своей плотью, то есть своим фактическим физическим существованием. Это может лишь означать претерпевание “скорбей Христовых”, трудностей, на которые он шёл ради Христа; и уже одни только эти трудности делают это благовествование эффективным до такой степени, что вера достигает своей полноты среди колоссян и у других людей во всём мире» (Швейцер).

Говоря, что он восполняет «недостаток… скорбей Христовых», Павел не имеет в виду, что смерть Иисуса была недостаточной жертвой, нуждавшейся в дополнительном страдании, дабы обрести полноту. Он объясняет, что Иисус Своей смертью сделал возможным примирение (ст. 20–22) и что христиане имеют «полноту в Нём» (2:10). Одна жертва Иисуса сделала Его совершенным (Евр. 5:8, 9) и достаточным. Он силён покрыть все грехи целого мира (1 Ин. 2:2). Одной жертвой (Евр. 7:27; 9:26–28; 10:10–14) Он совершил всё необходимое для спасения человечества.

#библия #толкование нового завета #священное писание #религия