Найти тему
Горы. Камни. Люди

В чертогах Снежной королевы

Знаете, что больше всего меня впечатлило, когда десять лет назад я впервые оказался в Челябинской области? Нет, это были не заснеженные вершины Южного Урала – их мне предстояло увидеть немного позднее. Как ни странно, это был ледовый городок, по традиции украшавший площадь Революции в центре Челябинска. Тем ранним, по-зимнему тёмным и морозным утром подсвеченные разноцветными огнями ледяные блоки и фигуры произвели на меня неизгладимое впечатление. Скажу честно: не помню, насколько красивой и изящной была композиция в том году, но в одном я уверен точно – до того дня ничего подобного видеть мне не доводилось.

Для меня стало своего рода откровением, что на Урале и в Сибири ледовый городок – такой же неотъемлемый атрибут зимних праздников, как, скажем, новогодняя #елка . Причем похвастать таким чудом могут не только столицы регионов, но и райцентры – и даже крупные посёлки. Как правило, #ледовый городок размещается на центральной площади. Его размер и, скажем так, изящество в целом пропорциональны размерам местного бюджета, но общая концепция почти всегда остаётся неизменной. Это некое развлекательное пространство, огороженное стеной, за которой находятся горки, домики и резные скульптуры – и всё это сделано изо льда. В Центральной России такого не увидишь, и это вполне логично – с учётом климата планировать на конец декабря какие-либо мероприятия, заведомо требующие стабильной минусовой температуры, там как минимум рискованно.

Жители Екатеринбурга на территории ледового городка, в новогодние праздники традиционно оккупировавшего большую часть площади 1905 года
Жители Екатеринбурга на территории ледового городка, в новогодние праздники традиционно оккупировавшего большую часть площади 1905 года

Сейчас уже сложно сказать, откуда "растут ноги" у этой интересной #традиции . Достоверно известно, что снежные скульптуры, к числу которых можно отнести и всем хорошо знакомую с детства снежную бабу, а также снежные крепости были важной частью праздничных зимних гуляний и ярмарок ещё на Руси. А вот первое упоминание о резных фигурах изо льда мы встречаем лишь в царствование Анны Иоанновны – до наших дней сохранилось описание ледяного дворца, специально сооруженного в Петербурге по проекту архитектора Петра Еропкина для проведения потешной свадьбы любимого шута императрицы князя Голицына и вдовы Бужениновой. По воспоминаниям современников, ледяные чертоги украшали #ледяные скульптуры , изо льда были изготовлены и мебель, на которой сидели гости, и посуда, на которой подавались кушанья. И даже в ледяном камине горели ледяные "полешки", облитые горючим.

Народные традиции возведения снежных крепостей прекрасно иллюстрирует картина Василия Сурикова "Взятие снежного городка", написанная в 1891 году. По материалам из открытых источников
Народные традиции возведения снежных крепостей прекрасно иллюстрирует картина Василия Сурикова "Взятие снежного городка", написанная в 1891 году. По материалам из открытых источников

Впрочем, этот "перфоманс" стоит отнести к разряду исключений. В отличие от снежных крепостей и снеговиков, резьба по льду никогда не была потехой простого народа. Правда, справедливости ради отмечу, что во время путешествий в уральской глубинке мне иногда приходилось встречать ледяные кресты, причем зачастую весьма тонкой работы, которые устанавливали рядом с крещенскими прорубями. Это могло бы натолкнуть на мысли о народных корнях традиции, но я всё же склонен полагать, что подобные #украшения появляются усердиями прихожан и местных священников, которые хотят, что называется, "быть в тренде".

Ледовые скульптуры фестиваля "Вифлеемская звезда" у Храма-на-Крови в Екатеринбурге
Ледовые скульптуры фестиваля "Вифлеемская звезда" у Храма-на-Крови в Екатеринбурге

Собственно говоря, "тренд" возник не так уж и давно. Мода на ледяные скульптуры неожиданно охватила весь мир уже после окончания Второй мировой войны. Старейшие фестивали ледовой скульптуры в японском Саппоро, китайском Харбине, канадской Оттаве и американском Бостоне отсчитывают свою историю лишь с 60-70-х годов прошлого века. В нашей стране практика проведения подобных мероприятий, в отличие от практики строительства ледовых городков, укоренилась и вовсе недавно – лишь в начале 2000-х годов. Сейчас фестивали и конкурсы ледовой скульптуры проводятся во многих городах России. Самые знаковые из них – в Новосибирске и Перми – ежегодно собирают сотни профессиональных скульпторов и художников со всей страны, а также из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Все представленные работы поражают тонкостью работы и вниманием к деталям. Кажется невероятным, что простой лед может обеспечить столь высокий уровень детализации
Все представленные работы поражают тонкостью работы и вниманием к деталям. Кажется невероятным, что простой лед может обеспечить столь высокий уровень детализации

Есть своё шоу ледовой скульптуры и на Урале – это #фестиваль "Вифлеемская звезда", который ежегодно проходит в Екатеринбурге и приурочен к празднику Рождества Христова. В этом году он состоялся в уральской столице уже в шестнадцатый раз. Традиционное место проведения – площадь у Храма-на-Крови, на месте которого когда-то стоял дом инженера Ипатьева, традиционная тематика — библейские сюжеты (как следует из названия) и культура эпохи Николая II (как следует из локации). Правда, в этом году к рекомендованной тематике неожиданно добавилась ещё и космонавтика – такой вот неожиданный поворот. Участие в фестивале приняли более двадцати творческих коллективов из России и Сербии. Каждая созданная ими #скульптура – настоящее произведение искусства. Поверьте мне на слово, что фотографии не передают всего очарования тонкого ледяного кружева – это нужно увидеть своими глазами.

Это может прозвучать кощунственно, но в некоторых библейских сюжетах отчётливо чувствуется что-то советско-пионерское
Это может прозвучать кощунственно, но в некоторых библейских сюжетах отчётливо чувствуется что-то советско-пионерское

В зависимости от сложности задумки, на создание скульптуры у мастера уходит от нескольких часов до нескольких дней. В работе скульпторы используют самые различные инструменты и техники. "Джентельменским набором" являются пилы, стамески и резцы, предназначенные для резьбы по дереву. Иногда могут применяться бензопилы, лобзики, перфораторы и другие более серьёзные инструменты, однако регламенты проведения многих конкурсов накладывают ограничения на использование электроинструмента. Помимо этого, под запрет зачастую попадают использование несущих каркасов из инородных материалов, встроенная в скульптуру подсветка или применение окрашенного льда – то есть, всё то, что вольно или невольно может отодвинуть на второй план мастерство скульптора. Всё просто: есть резец – и есть глыба льда, от которой нужно отсечь всё лишнее. Впрочем, как правило, ледяная глыба служит лишь основой. Мелкие детали или сложные фигуры мастера зачастую заливают отдельно в заранее подготовленных формах.

"Природный" лёд не может похвастаться прозрачностью. Чтобы фигуры заиграли на солнце, изготавливать их следует из искусственного льда, лишённого дефектов и микротрещин
"Природный" лёд не может похвастаться прозрачностью. Чтобы фигуры заиграли на солнце, изготавливать их следует из искусственного льда, лишённого дефектов и микротрещин

Примечательно, что далеко не всякий #лед подходит для подобного творчества. Ледяные блоки "естественного" происхождения, вырезанные из ближайших водоемов, имеют крайне дефектную, грязную и оттого практически полностью непрозрачную структуру. Такой материал подходит только для грубой работы и нетребовательных элементов композиций – оснований для скульптур, стен ледяных городков или детских горок. Прозрачные ледяные блоки, которые впоследствии будут блестеть на солнце подобно огранённому алмазу, изготавливают по специальной методике – для их производства используют тщательно очищенную воду, режим замерзания которой исключает образование в объёме льда дефектов, таких как микротрещины или пузырьки воздуха. Такой лёд искусственного происхождения не только выглядит более эстетично — вдобавок, он ещё и куда более прочный и, к тому же, дольше не тает.

Удивительно, но в этом году на "Вифлеемскую звезду" попала скульптура, посвящённая 65-летию со дня запуска первого искусственного спутника Земли, да ещё и нарочито выполненная в духе соцреализма
Удивительно, но в этом году на "Вифлеемскую звезду" попала скульптура, посвящённая 65-летию со дня запуска первого искусственного спутника Земли, да ещё и нарочито выполненная в духе соцреализма

К слову, нынешней зимой погодные аномалии умудрились подпортить жизнь строителям ледовых городков даже на Урале. Середина декабря выдалась на удивление теплой, из-за чего в Екатеринбурге на площади 1905 года растаял весь заранее заготовленный "строительный материал", а в Серове уже построенный городок буквально за пару дней превратился в одну большую лужу. К счастью, в итоге погода нормализовалась, #зима вступила в свои права, и Новый год уральцы встречали, как и положено, в атмосфере ледяной #сказки . Даже в Серове, где утраченную достопримечательность спешно восстановили. Кстати, ошибочно полагать, что ледяные скульптуры будут радовать глаза прохожих до самой весны. Обычный "срок жизни" этих удивительных творений – от силы полтора месяца. Суточные перепады температур, чрезмерные "усилия" горожан, гоняющихся за оригинальной фотографией для своего Instagram, и банальный вандализм быстро приводят к тому, что скульптуры теряют если не форму, то, как минимум, внешнюю привлекательность. Так что, если вы хотите увидеть ледяную сказку вживую, не стоит откладывать это дело в долгий ящик.

На страницах своего канала я уже не раз рассказывал вам об удивительных произведениях искусства, прославивших уральских мастеров на весь мир. Про ледяные кружева мы уже поговорили, а как насчёт пряжи из камня? И это сравнение не для красного словца – асбест действительно называли в народе горным льном и даже тянули пряжу из его волокон. Ну а по изяществу и тонкости работы с ледяными кружевами может смело поспорить каслинское чугунное литьё. Настоящим олицетворением мастерства уральцев стал чугунный павильон, покоривший сердца парижан на Всемирной выставке 1900 года. Немудрено, что страсть уральцев к творческому самовыражению во все времена была так сильна – ведь даже древнейшая в мире деревянная скульптура была найдена археологами именно на Урале. Это уникальный Шигирский идол, изготовленный почти 10 тысяч лет назад – не зря за глаза его называют "дедушкой египетских пирамид"!