Шёл 1989 год. Наша страна в то время носила название Советский Союз, полностью - Союз Советских Социалистических Республик, сокращённо - СССР. Россия, в которой мы сегодня живём, в то время была одной из 15 республик, входящих в состав Советского Союза.
В СССР второй год шла “Перестройка” - процесс экономических и политических изменений, проводимых руководством страны - Коммунистической Партией Советского Союза (КПСС).
До начала “Перестройки” между нашей страной, которая в то время была социалистической, и странами капиталистического Запада существовал информационный, политический и пограничный барьер, называемый “Железным Занавесом”.
Граждане СССР в то время не могли свободно выезжать из страны. Для этого были нужны особые причины и для выезда за границу необходимо было получить разрешение специальных государственных органов. Как следствие, подавляющее большинство советских граждан ни разу в жизни из своей страны никуда не выезжало, а о том, что происходит в остальном мире, знало только из сообщений советских газет, радио и телевидения.
Люди зарубежных капиталистических стран в то время не могли свободно приезжать в Советский Союз. О том, что происходит внутри СССР они знали очень мало.
В результате “Перестройки” “Железный Занавес” был разрушен. Интерес к нашей стране во всём мире в то время был огромным. И вот на волне этого интереса западногерманский журнал “Шпигель” (Der Spiegel) в 1989 году прислал в СССР своего корреспондента. Его имя - Корд Шниббен (Cordt Schnibben), его задача - написать обзорную статью о советской рок-музыке.
Корд недостаточно хорошо знал русский язык, а главное, ему нужен был человек, хорошо знакомый с советскими рок-музыкантами и другими людьми из мира советской рок-музыки. Гидом-переводчиком Корда Шниббена стал Александр Скляр - человек, прекрасно знающий иностранные языки, несколько лет проработавший дипломатом, а затем ставший вокалистом рок-группы Ва-БанкЪ.
У Корда Шниббена был с собой фотоаппарат и запас фотоплёнки, но он считал, что его статья в журнале будет выглядеть лучше и привлечёт к себе больше внимания, если иллюстрации к ней сделает профессиональный фотограф, специализирующийся на съёмке рок-музыкантов. Ва-БанкЪ - коллектив Московской Рок-Лаборатории, где я в то время работал штатным фотографом. Мы были хорошо знакомы с Сашей Скляром и он порекомендовал меня Корду Шниббену в качестве фотографа. Посмотрев мои работы, тот утвердил мою кандидатуру. И вот, мы втроём принялись за работу.
Среди лиц, с которыми встретился и побеседовал немецкий журналист во время работы над своей статьёй, был Стас Намин. Для встречи с ним мы приехали в его продюсерский Центр, который находился в здании Зелёного Театра Парка Горького. Не помню точно, в каком месяце это было, в мае, июне, или июле. Это не важно. А важно то, что в беседе с Кордом Шниббеном Стас Намин сказал, что он является одним из организаторов международного рок-фестиваля, который состоится в СССР и в котором примут участие зарубежные рок-звёзды первой величины и группы Центра Стаса Намина: Парк Горького, Нюанс и Бригада С. Так я узнал о Moscow Music Peace Festival.
В то время, когда происходила беседа Стаса Намина с Кордом Шниббеном, “Нюанс” репетировал на своей базе, которая находилась там же, в здании Зелёного Театра. Закончив разговор с Кордом, Стас Намин повёл его знакомить с участниками этой группы. Что касается меня, то я уже давно и очень хорошо их знал. Я очень любил эту группу и много её фотографировал. Забегая вперёд, скажу, что на постере, выпущенном к Московскому Музыкальному Фестивалю Мира, группа "Нюанс" была представлена фотографиями, автором которых был именно я.
Краткая историческая справка. Нюанс был создан в 1983 году. Его отцом-основателем является Владимир Бажин. Музыкальный стиль группы - арт-рок.
Впервые я увидел эту команду 4 июня 1988 года. В то время она была группой Московской Рок-Лаборатории и в её состав входили Павел Титовец, Николай Горенко, Андрей Шмыгов и Сергей Титовец. Владимира Бажина в группе уже не было. К тому времени он ушёл в "Тяжёлый День".
О Нюансе я могу сказать следующее. Прежде всего, участники группы были первоклассными музыкантами. Они использовали грим, из-за которого во время концертов выглядели очень устрашающе, и помимо всего прочего, очень отвязно вели себя на сцене.
Группа мне очень нравилась и я не пропускал ни одного из её московских выступлений. На концерты Нюанса я приходил задолго до начала и снимал музыкантов в гримёрке. Никогда не просил их позировать, а фотографировал в процессе подготовки к концерту.
Меня привлекал и завораживал процесс перевоплощения артистов. Николай Горенко, например, в жизни выглядел чуть ли не ботаном, а на сцене - чуть ли не монстром. Просто доктор Джекил и мистер Хайд какой-то.
Со временем я понял, чтобы сделать действительно интересные концертные снимки Нюанса, надо находиться в непосредственной близости от музыкантов. Для этого они позволяли мне выходить с ними прямо на сцену. Сделать такие фотографии из зала было невозможно.
Я досконально знал программу группы. Например, я знал, что каждый раз во время исполнения песни "Семён" Андрюха хватает Павлика за волосы и начинает возить его лицом по струнам гитары. Андрюха в этой сцене изображал представителя власти - инспектора пожарной безопасности, а Павлик - забитого и запуганного советского обывателя.
Однажды после концерта в гримёрке я стал свидетелем разговора между музыкантами.
- Не больно я тебя сегодня лицом по струнам возил? - спросил Шмыгов.
- Да не, нормально, - ответил Титовец.
- А вот интересно, когда я тебя по струнам вожу, о чём ты думаешь?
- Сегодня я думал о том, успею я после концерта в хозяйственный магазин, или нет.
- А при чём тут хозяйственный магазин?
- Понимаешь, грим от лица остаётся на струнах гитары и его каждый раз надо удалять. А он сделан на вазелине и чтобы его удалить, нужен ацетон. А ацетон у меня закончился, надо его покупать. Вот я и думал, успею я сегодня в хозяйственный магазин, чтобы ацетон купить, или нет.
Самым активным шоу-меном Нюанса был Андрей Шмыгов. Во время концертов он выделывал разные трюки и в частности совершал акробатические прыжки над сценой.
Фотосъёмку я делал отечественным фотоаппаратом "Зенит В". В нём нет никакой автоматики. Наводить на резкость и определять экспозицию надо было вручную. Снимать этой камерой тяжело. Я же не просто фотографировал, а ловил интересные моменты. А это очень тяжело и от напряжения к концу представлений у меня тряслись руки и ноги. После концертов я шёл вместе с музыкантами в их гримёрку. Там я ни с кем не разговаривал. Просто садился на стул и приходил в себя, ждал, когда пройдёт дрожь. Иногда и после концертов удавалось сделать интересные фотографии.
К началу Moscow Music Peace Festival Московская Рок-Лаборатория выпустила номер "Сдвиг-Афиши", посвящённый этому событию. "Сдвиг-Афиша" была очень своеобразным полиграфическим изделием. Она имела вид газеты, напечатанной на плотной, глянцевой бумаге. С одной её стороны были напечатаны статьи с фотографиями. На другой стороне, во весь её размер печатался постер. Постер фестивального номера афиши представлял собой коллаж из фотографий групп-участниц фестиваля. Каждая группа была представлена одной постановочной фотографией. Исключение составлял Нюанс, который был представлен не одним постановочным, а четырьмя концертными снимками, по одному на каждого музыканта. Автором фотографий Нюанса на постере фестивальной "Сдвиг-Афиши" был я.
На Московском Музыкальном Фестивале Мира группа Нюанс выступила в своём традиционном составе: Павел Титовец (вокал, гитара), Николай Горенко (бас-гитара), Андрей Шмыгов (клавишные) и Сергей Титовец (ударные).
Перед началом выступления Нюанса я переживал за его музыкантов. Они, конечно, первоклассные мастера и всё же как их примет публика?
Нюансы выступили качественно и добротно, но не так отвязно, как обычно. Хотя, это могло мне показаться из-за того, что обычно я находился рядом с ними на сцене, а на Фестивале Мира стоял на значительном расстоянии от неё.
Публика отреагировала на выступление Нюанса вежливыми аплодисментами и одобрительным гулом трибун.
К сожалению, сфотографировать Нюансов крупным планом мне не удалось.
Вплотную к сцене, на той же высоте, что и она, был расположен небольшой помост. Далее, ближе к партеру, размещалась широкая платформа для видеооператоров. Она находилась ниже, а от партера были отгорожена высокой вертикальной стенкой. Чтобы эта стенка не загораживала музыкантов, от неё приходилось удаляться на значительное расстояние.
Зарубежные музыканты во время своих выступлений переходили с основной сцены на прилегающий к ней помост и вставали у самого его края, чтобы быть поближе к публике. Это дало мне возможность сфотографировать их более-менее крупно. Музыканты Нюанса на этот помост не перемещались и в итоге расстояние между нами было таким большим, что даже телеобъективом я не мог сфотографировать их крупным планом.
В начале своей статьи я писал, что в 1989 году в СССР приехал корреспондент журнала "Шпигель" Корд Шниббен с целью написать обзорную статью о советской рок-музыке. К тому моменту, когда проходил Moscow Music Peace Festival, номер журнала с этой статьёй, проиллюстрированной моими фотографиями, уже был выпущен. Были в ней и строки о Фестивале Мира, и о его советских участниках. В частности, упоминалась группа Бригада С. О ней и пойдёт речь в моей следующей фестивальной статье. А там и до Оззи нашего, до Осборна доберёмся.
Фото: Михаил Грушин
Если Вам понравилась моя статья, не забудьте поставить Лайк. Вы также можете подписаться на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Мои статьи о Moscow Music Peace Festival
Новые фотографии Джона Бон Джови и других участников Moscow Music Peace Festival