1
Меня интересует понятие хеви-метал-рок или просто металл - откуда он взялся, является ли самостоятельным направлением или же разновидностью хард-рока?
В своё время в западной прессе эти понятия смешивались: тяжёлым металлом называлась музыка Led Zeppelin, Black Sabbath, Deep Purple, а стартовавших в конце 70-х - начале 80-х Motörhead, Iron Maiden, Def Leppard, Saxon окрестили «новой волной британского хеви-метал-рока (NWBHMR). Но в таком случае понятие хард-рок становилось излишним дублем (было такое, что к хард-року относили группы второго эшелона: UFO, Nazareth, Budgie и др.).
Однако на этот счёт у меня есть знания из собственного опыта. Из самого, что называется, средоточия. Дело в том, что моё рок-формирование пришлось не на Битлз-эпоху, а на расцвет хард-рока. И именно тяжёлое звучание (DP, LZ, Rainbow, BS, AC/DC) на долгое время стало для меня эталоном, знаком рок-качества. И потому появление Accept, Krokus, Def Leppard, Scorpions, Iron Maiden, Dio - вплоть до Metallica - благодатно укладывалось в пространство моих вкусов. Тогда же появился и особый металлический имидж: кожа, цепи, браслеты (был и у меня такой - купил за 5 р).
Но когда началась дифференциация металла - speed, thrash и тд - я сохранил верность традиционному хард-року и року вообще.
Всё это пришлось на 80-е - конец «прекрасной эпохи». Тогда весь рок варился в одном большом котле и всё, что выходило из него, воспринималось на ура. Но с тех пор много воды утекло - пройдя долгую историю, изменился сам рок, изменились мы, наше сознание. И многое стало восприниматься по-другому - уже далеко не так восторженно, а то и вовсе скептически. И с высоты пройденных лет не представляет особой сложности внести ясность в вынесенный в заголовок вопрос.
2
Итак, тезис первый: металл - это отдельная субкультура, не рок-н-ролл.
Второе и третье:
- музыкальные составляющие металла можно определить от обратного: это не блюз, не джаз, не рок-н-ролл;
- от тяжёлой музыки берётся рифф, его роль ещё более возрастает, главной доминантой становится чистый драйв, энергия в чистом виде, иной раз без каких-либо эстетических проявлений (Motörhead);
- с другой стороны пространство металла в значительной мере составляют классика, фолк, готика, средневековая музыка;
- кроме того, большую роль в определении металла играют и немузыкальные составляющие: определённая эстетика - антиэстетика, свой металлический имидж, своя философия с четко выраженным уклоном в фэнтези и чернуху (хотя есть и «светлый металл»).
3
Ну а первой ХМР-группой – основоположниками жанра – без сомнения являются Black Sabbath.
Другое дело, что они же в равной степени принадлежат и хард-року. В разных альбомах у них есть черты и того, и другого (а с приходом Дио это уже классический хард-н-хеви).
Уже на первом альбоме (1970) есть характерные особенности – музыкальные и немузыкальные – металла. Зато каверы на стороне B – классика хард-рока. И здесь просто наглядно (наслушно) воочию (воушию) можно увидеть – прочувствовать главное отличие хард-рока и металла. По тепловому спектру: холодное звучание металла и тёплое – блюзовое – хард-рока.
Однако богатство музыкальной палитры BS ставит их выше всех стилей, в том числе и выше разделения на хард-рок и металл. И совершенно бессмысленно пытаться причислить их к одному из направлений.
Потому первой ЧИСТО металлической группой следует определить не иначе как Judas Priest.
Если их первый альбом Rocka Rolla (1974) ещё вполне себе хард-роковый рок-н-рольный, то уже на втором – Sad Wings of Destiny (1976) – однозначно металл, причём в самом что ни на есть чистом виде.
Здесь и ярко выраженная металлическая эстетика – падший ангел. И в музыке здесь нет ни капли хард-рока и рок-н-ролла. От них он на расстоянии пропасти. Звучание металлическое холодное, полный отказ от блюза, разворот в сторону европейской классической музыки (Dreamer Deceiver, Prelude, Epitaph). На мой взгляд, это первый чисто металлический альбом в истории рока (хотя при желании можно считать таковым Paranoid BS).
(Отмечу попутно, что лично я у JP люблю лишь Rocka Rolla и ещё поздний Nostradamus).
4
Особое положение в истории металла занимают любимцы моего детства AC/DC.
Интересно, что в те времена мы считали их пионерами стиля – первой собственно ХМР-группой. Сегодня, однако, очевидно, что первый их альбом (берём австралийские релизы) High Voltage (1974) – чистой воды рок-н-ролл. То же самое – 2-й альбом TNT (1975), о чём говорят сами названия: If You Want Rock’n’Roll, Rock’n’Roll Singer, High Voltage Rock’n’Roll. А здесь ещё и Чак Берри, и тематика напрочь рок-н-рольная, что значит хулиганско-сексуальная, чего стоит один только блюз The Jack.
В чём разница в эстетике рок-н-ролла и металла? Рок-н-ролл – весёлый раздолбайский, а металл – смурной (и это ещё один аргумент в пользу BS).
Ну а что у AC/DC от металла? Риффовая монотонность, рифф постепенно становится не просто доминантой, а супер-доминантой. К металлическому звучанию AC/DC вплотную приблизились на Highway To Hell (1979), ну а на собственно металлические рубежи вышли уже после того, как главный рок-н-рольщик Бон Скотт прямой дорогой отправился… нет, не в ад… а однозначно в рай))
5
Следующим пунктом в нашем разборе следует легендарная тевтонская формация Scorpions.
Здесь весьма интересен тот факт, что оригинальные Scorpions – это лишь первый их альбом Lonesome Crow (1972). То, что на нём записано, можно назвать как угодно: краут, психоделия, прогрессив, а вот металла там нет и в помине.
Металл начался у них после того, как Руди Шенкер и Клаус Майне перешли в группу Ули Рота Dawn Road, название которой решено было сменить на более известное к тому времени Scorpions.
И хотя основным автором в новом раскладе становится опять-таки Руди, но вместе с Ули на лидер-гитаре получается в корне иная музыка чем на первом Scorpions (если что, то самым лучшим у них я считаю именно первый)).
Чтобы уразуметь суть произошедшей метаморфозы, 2-й и последующие альбомы Скорпов можно сравнить ещё и с лучшей хард-роковой группой ФРГ тех лет Birth Control. Металл чётко фиксируется (что характерно для европейской музыкальной традиции). В отличие от харда, где в основе блюз и джаз, и который по ходу можно изменять до неузнаваемости. Поскольку остаётся свобода действий для импровиза. Тогда как у Скорпов, например, Speedy’s Coming – быстро, резко, лаконично. Вертикально, а не горизонтально.
Но 2-й альбом Скорпов Fly to the Rainbow назвать в полном смысле металлом язык не поворачивается. За исключением нескольких вещей эта музыка чересчур мягкая, мелодичная, для металла здесь явно не хватает жёсткости. Гораздо больше её на 3-м альбоме In Trance (1975), где баланс ритмики и мелодики соблюдён в большей степени, образцово-показательными металлическими номерами можно считать Dark Lady, Top of the Bill, Robot Man.
В целом же Scorpions – группа уникальная, вряд ли в металле существует ещё один такой образец, где мелодика НАСТОЛЬКО бы доминировала. А стилистику их я бы обозначил не как soft metal, а как light metal.
6
Далее отметим чрезвычайно важный для металла альбом Rainbow Rising (1976).
Для Ричи всегда было характерно отторжение блюза, стойкая нелюбовь к этому стилю. В основу хард-рока Deep Purple лёг не блюз, а джаз – джем и, конечно, риффы. Но со временем и джаз наскучил Ричи – в Rainbow его нет уже и в помине, вместо него европейская классика – старинная средневековая традиция – плюс фэнтезийная тематика Дио.
Началось это ещё на первом альбоме (1975) – в таких вещах как Man on the Silver Mountain, Sixteenth Century Greensleeves, а на Rainbow Rising созрело до уровня эталона, который и стал отправной основополагающей позицией хард-н-хеви.
Вот так Р. Блэкмор создал целое – и чрезвычайно продуктивное – направление. В этой стилистике выполнены альбомы Black Sabbath как с Дио (Heaven and Hell, Mob Rules), так и с Мартином (в особенности Tyr и Headless Cross), и работы уже сольной группы Дио (начиная с Holy Diver). Отсюда же растут ноги таких направлений как неоклассик-, пауэр- и симфо-метал.
7
Ещё одним прообразом для целого метал-направления можно считать альбом Sweet Fanny Adams (1974). У этих ребят можно найти многое: след рок-н-ролла 50-х и гаражного рока 60-х, панк-интонации 70-х, и – что главное в нашем контексте – первооснову глэм-метала 80-х.
И если хард-н-хеви, как то следует из самого названия, суть соединение хард-рока и металла, то глэм-метал – смешение металла и… рок-н-ролла. Металлической формы и рок-н-рольной эстетики. Глэм-метал в лице Motley Crue, Twisted Sister, Poison и тд. – это металлический рок-н-ролл… или рок-н-рольный металл.
Кстати, Лемми Килмистер тоже считал себя рок-н-рольным чуваком, каковым он по жизни наверняка и был. Но нас в данном случае интересует другое – его влияние на металл. Ведь именно Motörhead выделили в отдельный – металлический – стиль чистый драйв, что привело затем к дифференциации металла – начиная от спид-метала и заканчивая грайнд-кором.
Ну а эталоном классического ХМР, на мой взгляд, являются Iron Maiden – с первого своего альбома (1981) и до наших дней. Но и здесь есть своя – не совсем металлическая – фишка. У Maiden не перекрыта полностью возможность к импровизации. В основе их музыки джем – в этом плане они прямые наследники Deep Purple. Можно сказать, что Iron Maiden – это Deep Purple In Metal.
P.S.
И, подбивая сказанное, ещё раз выделим ключевые (родовые) качества и признаки металла: смур («нота дьявола»), чистый драйв, фэнтези, отказ от блюза и джаза, разворот к классике, средневековью, готике, фолку, а стало быть, от импровиза – к чёткой фиксации, от горизонтального растекания к вертикальной устремлённости (вверх, но больше вниз).