Один из самых примечательных моментов в предновогодней суете в Японии – покупка специальной готовой еды на новогодний стол.
Это «Осэти рёри» - яркий атрибут японского новогоднего застолья.
Рёри здесь – это «блюдо», а осэти (где «о» – это префикс вежливости) означает переход в другой сезон, в этом случае – в Новый год.
Для краткости японцы именуют эти блюда просто «Осэти», имея ввиду, что речь идёт именно о новогодней еде.
В этой заметке – немного о том, что такое блюда Осэти, как выглядит этот рынок, и какие особенности продаж были подмечены в этот раз (на фоне пандемии).
✔В тексте есть ссылки на страницы на японском языке.
👉 Если использовать автоматический перевод (например, функцию перевода всей страницы целиком в Google Chrome), то можно получить представление, о чём идёт речь.
👉 Если указанные там цены в японских иенах умножить на 0,65, то можно приблизительно вычислить сумму в рублях по курсу на конец декабря 2021 – начало января 2022.
Осэти – новогодняя еда
Изначально блюда Осэти возникли как подношение божеству Нового года, но со временем они стали и новогодней едой для людей, которая готовилась не только как украшение новогоднего застолья, но и как запас еды на первые три дня Нового года, чтобы лишний раз не разводить огонь и не заниматься готовкой.
С давних времён в японских семьях существовала традиция готовить Осэти дома. Традиция эта окончательно не исчезла, но далеко не все люди могут себе позволить уделить время этому занятию.
Поэтому сейчас Осэти – это огромный рынок современной пищевой индустрии в Японии.
По сути, нынешние Осэти – это праздничная разновидность наборов еды в ланч-боксах (бэнто), состоящих из небольших порций нескольких блюд и продуктов.
Новогодние блюда Осэти готовят так, чтобы это было ярко, презентабельно, роскошно, независимо от размера и стоимости. В них можно встретить такие сочетания продуктов, которые нечасто наблюдаются в повседневной жизни, и среди продуктов встречаются такие, которые у многих людей ассоциируются с праздником (в том числе и по причине дорогой цены).
Цены на наборы Осэти могут быть очень высокими и доходить до нескольких десятков тысяч иен (то есть нескольких сотен долларов) за порцию на двоих. Бывают наборы для одного человека, а бывают и на целую компанию.
В спрос на дорогие Осэти внесла свой вклад пандемия (об этом – чуть дальше).
Рынок Осэти в Японии
Если житель Японии хочет купить готовый набор Осэти, то у него два пути.
Первый – приобрести в магазине прямо накануне Нового года. Но есть одна деталь – можно не успеть, пока есть обильный выбор, и придётся довольствоваться тем, что осталось на прилавках (а то и вовсе остаться без этой новогодней покупки).
Поэтому есть второй путь - позаботиться об этом заранее и заказать Осэти задолго до наступления Нового года.
Дело в том, что многие производители начинают анонсировать свои осэти ещё осенью, даже в сентябре. Возможности каждого производителя ограничены, поэтому ограничен и объём. И если это производитель с хорошей репутацией и состоявшейся аудиторией, то приём заказов может закрыться очень быстро.
А бывает и наоборот – производитель переоценил возможности рынка и вынужден распродавать с большими скидками.
Как, например, в этом объявлении на портале Yahoo Shopping (на японском языке). Порция на двоих со скидкой 50% стоит 5.400 иен (около 3.500 рублей по курсу на 31 декабря)
✔ Для того, чтобы посмотреть различные варианты осэти 2022,
👉 можно зайти на один из этих сайтов:
👉 и внести в поисковую строку эту надпись:
おせち 2022
Рынок Осэти в Японии настолько развит, что на нём активно работают крупные игроки.
К примеру, сети магазинов шаговой доступности формата Convenience Store, которые японцы для краткости именуют на свой манер – «комбини».
Ниже по ссылке – линейка Осэти 2022 от одной из этих сетей, LAWSON.
https://www.lawson.co.jp/recommend/osechi/lineup.html#osechi
Среди игроков на рынке Осэти есть и респектабельные универмаги.
Ниже – ссылки на несколько сайтов крупных универмагов, где принимались предварительные заказы.
Кроме фотографий, здесь можно встретить интересные сведения о блюдах Осэти.
Matsuya Ginza
https://www.matsuya.com/ginza/events/2021/0924/2022-osechi/
Takashimaya(здесь есть хорошая подборка статей, посвящённых Осэти)
https://www.takashimaya.co.jp/shopping/special/osechi/
Isetan Mitsukoshi
https://www.mistore.jp/shopping/feature/foods_f3/isetanmitsukoshi_osechi_f
Есть сервисы, которые упрощают выбор Осэти для предварительного заказа.
Как, например, это сайт, где представлены Осэти 2022 от нескольких универмагов и ресторанов высокой японской кухни формата Рётэй.
А ещё блюда Осэти в Японии – это тема для ежегодных обзоров и составления рейтингов популярности.
Один из примеров – обзор на сайте S Revo (онлайн издание, которое публикует информацию из повседневной жизни по разным интересам – от домашних питомцев до кулинарии):
https://sweets-revo.com/lifestyle/1846/
Здесь можно познакомиться с наборами Осэти, вошедшими рейтинг: их фотографии, описания, достоинства, цены.
И не только: здесь есть список ингредиентов, которые традиционно входят в Осэти, их фотографии и пояснения о том смысле, который они несут в себе, ведь это Осэти - это не просто еда.
И, конечно, Осэти – это одна из тем новогодних новостей в Японии.
Осэти 2022 – эпизоды и особенности
Ниже – небольшой очерк на основе двух видео японской телекомпании ANN от 31 декабря 2021 года, с кадрами из них.
Эти видеоролики можно посмотреть на YouTube по этим ссылкам (пока они не исчезли):
https://www.youtube.com/watch?v=vVbDkkkskxw
https://www.youtube.com/watch?v=O3DRMF9mI8I
👆 Токио, 9 часов утра, 31 декабря. До открытия универмага Matsuya Ginza ещё около часа, а в очереди уже около 30 человек.
Универмаг MatsyaGinza в этом году впервые оборудовал место для продажи своих фирменных Осэти без предварительных заказов, в порядке живой очереди. Для этой продажи было заготовлено около 500 наборов Осэти.👇
👆 Эти люди объясняют свою покупку просто:
- Решили вдруг купить Осэти.
- Собрались спокойно провести время в Токио.
⚡Ещё один тренд – рост числа заказов на дорогие Осэти.
К примеру, в универмаге Seibu Ikebukuro* в сравнении с Новым годом 2020-2021 количество заказов на наборы Осэти стоимостью 50 тысяч иен (около 32.500 рублей) и выше увеличилось на 20%.
*Головной универмаг бренда Seibu
Тренд на дорогое угощение к новогоднему столу в этот раз оказался актуален не только для готовых наборов Осэти.
В кадре – замороженный камчатский краб на рынке в городе Хакодате на острове Хоккайдо. Сумма на ценнике – 20.000 иен (около 13.000 рублей)👇
На этом рынке 31 декабря тоже был наплыв покупателей, среди которых были те, что отказались от поездок на малую родину и захотели провести праздники у себя.
👆 Покупатель на рынке в городе Хакодате:
- Освободились деньги на расходы, которые обычно уходили на авиабилеты, и мы собираемся провести праздники немного по богатому.