Найти тему
КруиЗеро

Гондолы - венецианское такси

Сергей Балакин

Гондолы и круизный лайнер «Norwegian Spirit» напротив площади Сан-Марко. Венеция, май 2015 г. Фото автора
Гондолы и круизный лайнер «Norwegian Spirit» напротив площади Сан-Марко. Венеция, май 2015 г. Фото автора

Венеция - единственный в мире город, где нет колёсного транспорта. Сухопутные улочки здесь настолько узки, тесны и горбаты из-за обилия дугообразных мостов, что ещё в XVI веке венецианский дож издал указ, запрещающий не только кареты и телеги, но и верховых лошадей. С тех пор жители этого удивительного города пользуются только одним видом транспорта - водным. И самым известным видом водного транспорта здесь, конечно же, является местный «эндемик» - знаменитая гондола.

-2
-3
-4
Гондолы на Большом канале (Canal Grande). Фото автора
Гондолы на Большом канале (Canal Grande). Фото автора

Гондола по праву считается символом Венеции. Это очень древний тип судна: классическая конструкция узкой плоскодонной лодки с приподнятыми оконечностями сложилась примерно тысячу лет назад и с тех пор почти не изменилась. Последние коррективы в конструкцию гондол внесли в XVIII веке - тогда все их характеристики, включая размеры, материалы и даже окраску, были законодательно регламентированы и неукоснительно соблюдаются по сей день. Пожалуй, вряд ли где ещё найдёшь столь незыблемую приверженность традициям!

Гондолы - «чёрные лебеди» венецианских каналов. Фото автора
Гондолы - «чёрные лебеди» венецианских каналов. Фото автора

Интересно, что слово «гондола» (gondola), впервые встречающееся в венецианском документе 1094 года, в Италии произносится с ударением на первый слог. До начала ХХ века так же говорили и в России. Однако такое звучание не нравилось русским поэтам, часто посвящавшим Венеции стихи: к слову «гОндола» очень трудно было подобрать рифму. И они дружно принялись переносить ударение на второй слог - тогда задача существенно упрощалась (например, к «гондОле» хорошо рифмовалась «баркарола»). Постепенно такое произношение у нас стало традиционным. Лишь в последние годы вновь стало звучать слово «гОндола» - в частности, его используют работающие в Италии российские гиды.

Гондола. Конструкция лодки практически не меняется с XVIII века. Фото автора
Гондола. Конструкция лодки практически не меняется с XVIII века. Фото автора

Форма и конструкция гондолы - яркий пример эволюции в области «малотоннажного судостроения». Объём перевозок был большим, каналы - узкими, особая мореходность не требовалась, поэтому наиболее рационально выглядела лодка с очень длинным и узким корпусом. Движение по каналам было чрезвычайно интенсивным, и обычные вёсла с уключинами мешали бы соседним и встречным судам. Поэтому техника движения на гондоле не совсем гребковая, а скорее гребково-толчковая. Гондолой обычно управляет один человек: стоя лицом вперёд, он раскачивает лодку и одновременно совершает хитроумные манипуляции веслом.

Так как гондольер работает веслом с одного борта (правого), то, чтобы компенсировать отклонение влево, корпус лодки имеет асимметричную форму: обводы её левого борта полнее, чем правого. Гондола скользит по воде не прямо, а по волнообразной траектории, и управление судном в тесных каналах требует определённых навыков. Любопытно, что усилия, которые затрачивает гондольер, практически не зависят от загрузки лодки.

Гондолы на стоянке. Видно, что корпус лодок имеет асимметричную форму. Фото автора
Гондолы на стоянке. Видно, что корпус лодок имеет асимметричную форму. Фото автора
Чертёж корпуса гондолы. Рис. из архива журнала «!Ocean»
Чертёж корпуса гондолы. Рис. из архива журнала «!Ocean»

В Венеции гондолы вытеснили все другие типы судов ещё в Средние века. Имеются сведения, что в период расцвета Венецианской республики в городе насчитывалось около 10 тысяч гондол и 14 тысяч гондольеров. В XVIII столетии появился закон, регламентирующий размеры и конструкцию лодок, а «в целях борьбы с расточительством» их предписывалось красить только в чёрный цвет. Правда, возможно, что чёрными гондолы стали гораздо раньше: по одной из версий, их повелели перекрасить в 1562 году, когда в городе свирепствовала эпидемия чумы. Тогда на гондолах перевозили тела умерших, и пёстрая окраска судов выглядела неуместной. Позже власти распорядились оставить лодки чёрными в память о постигшей город трагедии, а закон XVIII века лишь подтвердил сложившуюся традицию.

Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом. Фото автора
Гондольер управляет лодкой, стоя лицом по ходу движения и работая одним веслом. Фото автора

Так или иначе, но сегодня по каналам Венеции гарцуют только чёрные гондолы. Все они одинаковых размеров: длина корпуса составляет 11,05 м, ширина - 1,4 м. Вес порожней лодки - около 400 кг. Корпус имеет асимметричную форму: на миделе относительно киля его левая часть шире правой на 24 см. Нос и корма лодки приподняты вверх, чтобы максимально уменьшить площадь контакта с водой, и, соответственно, сопротивление движению, а также повысить манёвренность. При изготовлении гондолы традиционно применяется восемь сортов дерева: дуб, вяз, лиственница, пихта, вишня, лайм, орех и красное дерево. Сверху корпус украшается декоративной резьбой и в несколько слоёв покрывается специальным чёрным лаком.

Поперечные переборки гондол часто украшают живописные картины. Фото автора
Поперечные переборки гондол часто украшают живописные картины. Фото автора

На носу гондолы устанавливается плоский железный гребень - «ферро» (ferro). Он выполняет несколько функций: защищает нос лодки от удара, служит противовесом стоящему на корме гондольеру, по нему оценивают высоту просвета очередного моста и определяют, пройдёт под ним гондола или нет. Шесть выступов на ферро символизируют районы города, на которые Венеция была поделена в 1169 году; седьмой выступ сзади означает остров Джудекка, а закругление наверху - головной убор дожа.

Каждая гондола на носу должна иметь металлический гребень – ферро. Фото автора
Каждая гондола на носу должна иметь металлический гребень – ферро. Фото автора

Как уже говорилось, у современной гондолы всего одно весло, которое устанавливается в уключине особой формы, именуемой «форкола» (forcola). Конструкция форколы позволяет опытному гондольеру виртуозно орудовать веслом, обеспечивая различные скоростные режимы лодки, повороты и циркуляции, экстренное торможение и аккуратную швартовку.

Максимальная вместимость гондолы - шесть пассажиров. Иногда лодки оборудуются маленькой каютой-палаткой для защиты от палящего солнца или непогоды.

-13
-14
-15
Декоративное убранство гондол. Детали. Фото автора
Декоративное убранство гондол. Детали. Фото автора
-17
Детали. Фото автора
Детали. Фото автора

Ныне в Венеции осталась лишь одна верфь, занимающаяся строительством и ремонтом гондол. Все работы на ней ведутся вручную, по старинной технологии. Каждая лодка собирается из 280 отдельных деталей; её постройка занимает не менее двух-трёх месяцев. Стоимость гондолы сопоставима со стоимостью престижного автомобиля и измеряется десятками тысяч евро. (Приводились примеры, что «в максимальной комплектации» её цена доходит до 90 тысяч евро). Все находящиеся в эксплуатации лодки являются собственностью гондольеров, и потому хозяин старается всячески беречь свой транспорт, являющийся источником его доходов. В среднем срок службы гондолы составляет примерно 15-20 лет. Высокая стоимость судна, его относительно недолгая жизнь, помноженные на повышенные требования к квалификации эксплуатирующих их хозяев, предопределяют тот факт, что водные прогулки на «венецианском такси» обходятся туристам очень недёшево.

-19
-20
-21
-22
«Венецианское такси». Гондолы на венецианских каналах. Фото автора
«Венецианское такси». Гондолы на венецианских каналах. Фото автора

О профессии гондольера следует рассказать отдельно. Она требует большого мастерства и обычно передается по наследству от отца к сыну. Мальчика с десяти лет учат не только владеть веслом, но и обучают истории, иностранным языкам, пению (недаром у гондольеров есть особый вид песен, называемых баркарола - от итальянского слова barca, то есть «лодка»). Особое внимание уделяется сложной науке общения с богатыми туристами. Сегодня венецианский гондольер - это представитель особой касты красавцев с аристократическими манерами, способный на разных языках отпускать изысканные комплименты в адрес представительниц прекрасного пола любого возраста… Неудивительно, что в представлении многих гондольер - это альфонс, пользующийся повышенным вниманием со стороны богатых иностранок.

У них есть своя униформа - соломенная шляпа с лентами, полосатая футболка и чёрные брюки. Причём полосы на футболке должны быть только синего или красного цвета и строго 2,5 сантиметра в ширину. Впрочем, соблюдают эти правила не все (сам видел).

-24
-25
-26
Гондольеры. Фото автора
Гондольеры. Фото автора

Гондольеры неторопливы и преисполнены чувства собственного достоинства. Как уже говорилось, их профессия считается престижной, и количество лицензий на работу гондольером в Венеции жёстко ограничивалось: их выдавалось 425, ни больше, ни меньше. Правда, появилась информация, что в последнее время число гондольеров увеличилось до 440, но официального подтверждения этому факту я не нашёл.

Из всех существующих в Венеции профессий у гондольеров едва ли не самый высокий заработок. Приводились цифры в 11-12 тысяч евро в месяц. Поэтому стремление устроиться на такую работу вполне понятно.

-28
-29
Гондольеры. Фото автора
Гондольеры. Фото автора

Исторически гондольерами могли стать только мужчины, но в июне 2009 года эта многовековая традиция была нарушена. 23-летняя Джорджия Босколо сдала сложные экзамены и стала первой в истории Венеции официально признанной женщиной-гондольером. Хотя она происходит из семьи потомственных гондольеров, тем не менее получение ею лицензии вызвало недовольство её коллег-мужчин. Даже отец Джорджии Данте Босколо хотя и гордится дочерью, но всё же считает, что она выбрала совсем не женскую профессию.

Правда, до Джорджии была ещё одна женщина-гондольер – немка Александра Хай. Но она работала без лицензии, и её деятельность признавалась незаконной. Лишь 2017 году она добилась своего и официально стала таки гондольером, но ради этого ей пришлось сменить пол (если, конечно, это не сплетни).

Гондольер у своей лодки в ожидании желающих совершить водную прогулку. Фото автора
Гондольер у своей лодки в ожидании желающих совершить водную прогулку. Фото автора
Высота многих мостов такова, что гондольеру приходится сгибаться в три погибели. Фото автора
Высота многих мостов такова, что гондольеру приходится сгибаться в три погибели. Фото автора

Помимо традиционных пассажирских гондол, ныне используемых исключительно для развлечения туристов, в Венеции существуют специальные и церемониальные гондолы. Они встречаются довольно редко - как правило, по праздникам или по случаю тех или иных важных событий. Например, есть свадебные гондолы, гондолы-катафалки, гондолы-паромы (traghetto), гоночные гондолы (gondola di regatta). Они иногда вмещают до 15 человек и имеют несколько гребцов. Следует особо выделить гондолу Венецианского дожа, которая принимает участие в ежегодной сентябрьской Исторической регате (Regatta Storica). На этом богато украшенном судне размещается рекордное для гондолы число гребцов - 12.

Гоночная гондола с четырьмя гребцами. Фото автора
Гоночная гондола с четырьмя гребцами. Фото автора
Близкая родственница гондолы – лодка сандоло пупарин (sandolo puparin). Это традиционная венецианская плоскодонка, известная с 1292 года.  Она несколько меньше гондолы и на носу не имеет ферро. Фото автора
Близкая родственница гондолы – лодка сандоло пупарин (sandolo puparin). Это традиционная венецианская плоскодонка, известная с 1292 года. Она несколько меньше гондолы и на носу не имеет ферро. Фото автора
Гондола с каютой-палаткой и двумя гондольерами на фоне Дворца дожей. Этот снимок сделан век назад
Гондола с каютой-палаткой и двумя гондольерами на фоне Дворца дожей. Этот снимок сделан век назад
Церемониальная гондола-катафалк. Фото первой половины прошлого века
Церемониальная гондола-катафалк. Фото первой половины прошлого века
Забавное фото: индейцы в Венеции! В гондоле – знаменитость позапрошлого века Буффало Билл и участники его Цирка Дикого Запада во время европейского турне, 1890 г.
Забавное фото: индейцы в Венеции! В гондоле – знаменитость позапрошлого века Буффало Билл и участники его Цирка Дикого Запада во время европейского турне, 1890 г.
И ещё раз вид на гондолы и круизный лайнер «Norwegian Spirit» с набережной Сан-Марко, май 2015 г. Фото автора
И ещё раз вид на гондолы и круизный лайнер «Norwegian Spirit» с набережной Сан-Марко, май 2015 г. Фото автора

Итальянские власти грозятся перенести стоянку лайнеров в новый терминал на материке. Когда круизы возобновятся, возможно, Венецию с высоты верхней палубы мы больше не увидим, увы… А о лайнере «Norwegian Spirit» я ещё обязательно расскажу, мой круиз на нём в 2019 году был очень интересным.

Все авторские снимки этой публикации сделаны в 2008 и 2015 годах. И замечу, что в 2008-м гондолы были гораздо богаче украшены резьбой. Общемировая тенденция экономить на качестве и отделке коснулась даже столь элитного вида транспорта...

Рассказ о китайских гондолах здесь.