Найти тему
Глазами инженера

Откуда на «Комсомольской» барокко и римская мозаика

«Комсомольская» Кольцевой линии – последняя работа архитектора Алексея Щусева. В ней он сделал отсылку к своей более ранней постройке, расположенной неподалеку.

Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии
Станция метро «Комсомольская» Кольцевой линии

Станция решена в духе московского барокко, характерного для конца XVII века. Из барокко на станцию пришли пышные картуши, обрамляющие мозаики, и другие лепные украшения на своде.

Своды станции украшены картушами и другой пышной лепниной
Своды станции украшены картушами и другой пышной лепниной

Но откуда в конце 1940-х (а именно тогда Щусев проектировал станцию, завершена она была в 1952-м уже после его смерти) могло взяться тяготение к барокко? Все просто: архитектор решил стилистически связать подземные пути с наземными – ведь над станцией метро находится Казанский вокзал. Работу над этим ансамблем Щусев вел еще до революции, в 1910-х годах, и оформил один из залов (изначально – ресторан, сейчас – зал ожидания повышенной комфортности) в духе московского барокко.

Зал ожидания (изначально ресторан) Казанского вокзала
Зал ожидания (изначально ресторан) Казанского вокзала

Одно из главных украшений «Комсомольской» – мозаика, выполненная по эскизам художника Павла Корина. Он изобразил русских полководцев, упомянутых в речи Сталина 7 ноября 1941 года: Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьму Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова.

При этом художник обратился к технике римской мозаики, тем самым подчеркнув триумфальный мотив. Любопытно, что в византийской традиции использованный здесь золотой фон символизирует Божественное присутствие и благодать.

* * *

Подробнее об этой и других станциях 1930-1950-х мы расскажем на экскурсии «Архитектура московского метро».

Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.

Подписывайтесь на наши соцсети: Facebook, Instagram, ВКонтакте, Телеграм, YouTube, TikTok.