Во все времена и во всех культурах существовало четкое разграничение людей по функциональным правам и обязанностям, основанное на простой классификации – мужчина это, либо женщина. На сегодняшний день не приходится говорить только о половой принадлежности, было аргументирована доказана разница между «полом» и «гендером». Так, пол указывает на биологический статус человека (мужчина или женщина), а гендер – на его социально-психологический статус с точки зрения маскулинности и фемининности, который отражает культурные ожидания и стереотипы мужского и женского поведения. Эти категории могут совпадать, а могут – нет. То есть, быть женщиной еще не значит автоматически обладать фемининными характеристиками, точно так же и принадлежность к мужскому полу не тождественна маскулинности.
Как родители закладывают основу гендерного поведения своим детям? Как показали многочисленные социально-психологические исследования (например, см. Block J.H. Personality development of males and femeles: the influence of differential socialization. American psychological association, 1979; Chodorow N. Family structure and feminine personality. – Stanford, Cal.: Stanford University press, 1974), родители уже на первом году жизни ребенка по-разному выстраивают взаимодействие с ним, основываясь лишь на током простом признаке – мальчик это или девочка. Причем это различие в поведении, как правило, они даже не осознают.
Родители мальчиков и родители девочек отличаются друг от друга по такому характерному показателю, как частота условных реакций на поведенческие сигналы ребенка. Согласно наблюдениям, при кормлении грудного ребенка матери реагируют более чутко и внимательно, чем на сигналы девочек. Как матери, так и отцы в ответ на голосовые сигналы мальчиков с большей вероятностью вступят с ребенком в контакт, чем это сделают с девочками. Эти явные отличия в условиях реагирования, которые отмечаются уже в младенческом возрасте, продолжают существовать и в детстве.
К различиям в межличностной сфере добавляются различия в дополнительных возможностях, которые предоставляют игрушки, предлагаемые родителями мальчикам и девочкам. Игрушки для мальчиков в большей степени позволяют проявить изобретательность, дают большие возможности манипулировать различными предметами и позволяют поддерживать более явную обратную связь с материальным миром, чем игрушки для девочек. С другой стороны, игрушки для девочек, как правило, такие, что девочки в своих играх больше подражают окружающим, чаще играют в непосредственной близости от своих воспитателей или родителей и имеют меньше возможностей для разнообразной и новаторской деятельности.
По данным многочисленных наблюдений за поведением родителей в процессе социализации ребенка отмечается, что мальчикам предоставляется больше свободы для исследования мира, чем девочкам. Так, девочки во время игр находятся ближе к своим матерям; им реже разрешают самостоятельные поездки и прогулки вне дома; поощряется, если дома девочка всюду следует за матерью; активность девочек находится под более внимательным контролем.
Интересно отметить, что в поведении отцов была обнаружена более сильная дифференциация, по половому признаку, чем в поведении матерей. Отцы, по сравнению с матерями, оказывают на детей более сильное давление, добиваясь от них поведения, соответствующего их полу. Было установлено, что обучая сыновей, отцы устанавливали для них более высокие стандарты, обращали внимание на когнитивные элементы заданий и придавали большее значение достижениям. Обучая дочерей, отцы обращали больше внимания на межличностные аспекты обучающей ситуации – поощрение, поддержку, шутки, игры и защиту.
Не только отцы при обучении девочек обращают меньше внимания на достижение и превосходство, но и матери ведут себя аналогичным образом. Как показали наблюдения, матери девочек чаще, чем матери мальчиков, оказывают ребенку помощь при решении проблем, даже если их помощь не требуется. Матери реагируют на просьбы о помощи, исходящие от девочек, более положительными эмоциями, чем на просьбы, исходящие от мальчиков, и быстрее предлагают девочкам физическое утешение после переживаний, вызвавших фрустрацию.
Изучая образцы внутрисемейных отношений Э.Гриф обнаружил, что в разговорах родители перебивают своих дочерей чаще, чем сыновей, а члены семьи перебивают матерей чаще, чем отцов.
Как мы видим, дифференцированная по половому признаку социализация и «формирующее» поведение родителей задает основу гендерного поведения мальчиков и девочек, оказывает важное влияние на глубинные структуры их когнитивного развития.
Автор статьи: Дмитрий Сипягин, кандидат психологических наук
❗️Если Вы хотите разобраться и проработать психологические проблемы, приглашаю Вас на проводимые мною психолого-терапевтические сессии на психологической платформе DoTherapy. Записаться ко мне на сессию можно по ссылке:
🍀 Более подробно обо мне и техниках работы, вы можете узнать по ссылке: https://besthelp.tilda.ws
#воспитание ребенка #воспитание мальчика #воспитание девочки #гендерные стереотипы #развитие ребенка #психология воспитания