Найти тему

Различные ветви федеральной власти должны работать на общую цель — увеличение численности населения

В России наблюдаются непростые демографические процессы, которые особенно осложнились пандемией. Решение проблемы зависит от многих факторов: создания условий для рождения и воспитания детей, сокращения смертности и увеличения продолжительности жизни, привлечения мигрантов. Немалый вклад вносит реализация госпрограмм и нацпроектов. Подробности — в интервью директора Института демографических исследований ФНИСЦ РАН Сергея Рязанцева.

Сергей Васильевич, согласно статистике, на протяжении последних нескольких лет ситуация с приростом населения в России не особенно радостна — число умерших превышает число родившихся, хотя мы пока и не вернулись к уровню, установившемуся в 90-е годы. Почему это происходит и какими могут быть последствия отрицательной динамики? Ожидается ли улучшение ситуации? Если да, то за счет чего?

На фоне пандемии COVID-19 демографическая ситуация в России снова ухудшилась. За 2020 год, по предварительной оценке Росстата, численность населения страны сократилась на 510 тыс. человек. Это стало самым масштабным сокращением за последнее относительно благополучное десятилетие. На начало 2021 года численность населения РФ составила 146,24 млн человек, благодаря чему мы заняли девятое место в мире. В мировом табеле о рангах по численности населения выше России стоит Бангладеш, в котором проживают 167 млн человек, а ниже находится Япония — 127 млн. При этом нужно отметить, что площадь Бангладеш меньше России практически в 120 раз!

Отечественные и зарубежные демографические прогнозы в отношении России говорят о том, что численность населения будет сокращаться. Например, судя по прогнозу Департамента народонаселения ООН, к 2050 году численность граждан РФ составит 129 млн человек, ее опередят такие страны, как Мексика, Филиппины, Египет, Эфиопия, Вьетнам.

Росстат ежегодно корректирует прогноз численности населения по трем вариантам, но очевидно, что отрицательная динамика станет доминирующей в ближайшие годы. Независимо от точности прогнозов, сокращение численности населения для России имеет негативные геополитические и социально-экономические последствия: будет сложно удерживать и развивать обширные территории на востоке страны, которые теряют население в результате смертности и миграционного оттока. Процесс активного сокращения численности населения в Сибири и на Дальнем Востоке можно назвать не иначе, как «восточным демографическим сжатием» России. Кроме того, происходят потери населения в малых городах и сельских населенных пунктах, усугубляется дефицит трудовых ресурсов, сокращается число абитуриентов в вузах и призывников для армии, уменьшается доля детей и молодежи, и возрастает доля пожилого населения в общей структуре населения.

По оценкам экономистов Credit Suisse, в 2060 году в России почти половина населения будут пенсионерами, что потребует колоссальных расходов Пенсионного фонда. Придется реформировать пенсионную систему так, чтобы финансировать растущее число пенсионеров на фоне сокращения рабочей силы. Таким образом, негативные демографические тенденции становятся все более чувствительными для российской экономики и общества. Кроме того, нисходящая динамика численности населения не добавляет авторитета стране на мировой арене.

В этих условиях российские власти постоянно предпринимали попытки активизировать демографическую и миграционную политику, пополнив численность населения за счет различных источников. Насколько, по вашему мнению, эффективно?

Да, в 2007 году была принята Концепция демографической политики до 2025 года, за ней последовал комплекс мер поддержки населения, в том числе материнский капитал. В 2007 году начала действовать первая государственная программа стимулирования возвращения соотечественников в Россию. Во многих регионах страны были активизированы демографические программы и меры. В 2005 году запущены приоритетные нацпроекты, в том числе «Здоровье». В 2018 году принят нацпроект «Демография», а в 2020 году президент РФ инициировал разработку единого плана достижения национальных целей, в котором заложены демографические показатели. Сейчас показатели демографического развития включены в систему оценки деятельности органов государственной власти на разных уровнях, приняты региональные программы демографического развития.

Это частично позволило стабилизировать динамику численности населения, которая стала положительной с 2008 года. Но отметим, что значительный вклад в формирование численности населения вносила иммиграция, которая в 2020 году резко сократилась из-за закрытия границ. Кроме того, миграция, пополняя население, не решала принципиально демографических проблем страны. Все организационные и финансовые меры не смогли погасить второй волны депопуляции в России, которая началась с 2016 года, когда естественная убыль населения составила 2,3 тыс. человек. А затем маховик депопуляции стал раскручиваться: в 2017 году — 135,8 тыс., в 2018-м — 224,6 тыс., в 2019-м — 317,3 тыс., в 2020-м — 688,7 тыс. человек. При этом меры демографической политики не ослабевали, а напротив, усиливались, затраты на демографические программы росли.

В чем же причина такого парадокса?

Вторая волна депопуляции в России спровоцирована не только негативными современными тенденциями, но и связана с историческими особенностями демографического развития страны, а именно с деформированной под влиянием разных исторических событий возрастной структурой населения или часто упоминаемыми в научной литературе демографическими ямами. Анализ демографической ситуации позволяет говорить о том, что для системного выхода из второй волны депопуляции требуется научно обоснованная национальная демографическая программа, которая объединит в себе несколько направлений мер.

О каких конкретно мерах идет речь?

Во-первых, о создании условий для рождения и воспитания детей, поддержке семей с детьми, что сможет стимулировать прирост дополнительных рождений в стране и усилит естественный прирост населения. Во-вторых, о развитии самосохранительного поведения, сокращении смертности и увеличении продолжительности жизни, что сократит показатели смертности и обеспечит естественный прирост населения. В-третьих, о привлечении мигрантов различных категорий, которые хотят жить и работать в России, что обеспечит миграционный прирост населения.

В современных условиях нам надо искать выход в усилении вклада миграционной компоненты в демографическую динамику. Это относится прежде всего к реэмиграции русских. Также необходимо провести некоторые организационные изменения в структуре демографической и миграционной политики. России важно иметь в правительстве специального вице-премьера по социально-демографическому развитию, а также отдельные министерства демографического развития и миграции, которые должны действовать синхронно на общую цель — увеличение численности населения и улучшение качества человеческого потенциала в стране.

Вы сказали, что на фоне распространения коронавирусной инфекции демографическая ситуация в России снова ухудшилась. Пандемия одинаково отрицательно повлияла на все демографические процессы или есть исключения?

Не на все демографические процессы пандемия повлияла негативно. В январе — июле 2021 года число родившихся в России оказалось меньше на 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Общий коэффициент рождаемости за этот период был одинаковым в 2020 и 2021 годах и составлял 9,5‰, а это говорит о том, что реальный уровень рождаемости в 2021 году пока выше, чем в 2020-м. Пандемия оказала негативное влияние на рождение первых детей потому, что в 2020 году снизилось и число первых браков. Однако при этом впервые с осени 2016 года суммарный коэффициент рождаемости вторых детей в первом полугодии 2021 года повысился. Растет суммарный коэффициент и по третьим и последующим рождениям. Интересно влияние пандемии и на семейные взаимоотношения.

Пандемия в данном случае оказала отрицательное или положительное влияние?

Она выступила скорее неким катализатором, улучшив взаимодействие и поддержку в семьях, где члены семьи бережно, с вниманием относились друг к другу, и ухудшив отношения там, где они и ранее оставляли желать лучшего. В 2020 году число браков и разводов снизилось. Возможно, это произошло вследствие адаптации населения к условиям пандемии и нежелания на фоне проблем и кризиса принимать значимые решения в своей личной жизни. А в первой половине 2021 года число браков и разводов, напротив, увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2020-го. Однако пока трудно сказать, насколько это связано с этапами развития пандемии и является ли рост разводов реакцией на накопившееся раздражение в брачных отношениях.

А как вообще меняется институт российской семьи? Становится ли больше многодетных семей, растет ли репродуктивный возраст?

Если говорить о рождаемости в России, то она снижается уже более 100 лет, а еще стареет. По данным Выборочного наблюдения репродуктивных планов населения, проведенного Росстатом в 2017 году, средний возраст матери при рождении первого ребенка в период до 1994 года составил 19,1 года а к 2015-2017 годам вырос до 26,6 года. Что касается снижения рождаемости, то пока нельзя однозначно сказать, какова роль тех или иных факторов в снижении рождаемости: играет роль и сокращение численности женщин репродуктивного возраста, и некоторое «привыкание» населения к уже реализуемым мерам демографической политики, и снижение уровня доходов, и проблемы с занятостью, вызванные не только влиянием пандемии.

В структуре домохозяйств с детьми по-прежнему значительная часть приходится на однодетные семьи, хотя и несколько сократилась под влиянием мер семейно-демографической политики. После 2015 года произошло дальнейшее увеличение доли родившихся третьими и последующими в семье на фоне сокращения доли первенцев и родившихся вторыми. Можно ожидать, что перепись населения 2021 года покажет увеличение доли трехдетных семей в стране.

-2

Какое влияние на рост числа детей в российских семьях оказывают программы финансовой поддержки?

Финансовая поддержка семей при рождении детей может влиять на репродуктивное поведение части семей, создавая более благоприятные условия для реализации имеющейся потребности в детях. Наиболее яркий пример этого — начало реализации в 2007 году программы федерального материнского (семейного) капитала. Данные выборочного наблюдения репродуктивных планов населения показали, что 11,5% женщин приняли решение о рождении своего первого ребенка, которого они не могли себе позволить без введения меры поддержки в форме материнского капитала, 15,6% дали аналогичный ответ в отношении второго ребенка в их семье и 19,5% — третьего. Расчет на основании данных о распределении числа родившихся в 2007-2017 годах по очередности рождения у матери показали, что меры поддержки со стороны государства в форме материнского капитала дали прибавку в 15% числа рождений в этот период (2,9 млн рождений).

В числе ключевых задач нацпроекта «Демография» — увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни и доли граждан, ведущих здоровый образ жизни. Как они достигаются?

В середине первого десятилетия XXI века в России сложились устойчивые позитивные тенденции снижения смертности и роста продолжительности жизни. В целом за 2004-2019 годы показатель у мужчин вырос на 9,2 года, у женщин — на 5,9 года, достигнув 68,3 и 78,2 года соответственно. Такого существенного и долговременного роста российская история еще не знала. Эффект был получен за счет аккумуляции важнейших условий снижения смертности, а именно улучшения материального положения семей, роста доходов, снижения безработицы. С другой стороны, с 2005 года начали реализовываться программы в сфере здравоохранения, приведшие к модернизации условий оказания медицинской помощи.

Вместе с тем, оценивая наши несомненные достижения, важно помнить, что Россия все еще остается аутсайдером в Европе по продолжительности жизни населения, отставая от лидеров почти на 10 лет, а для мужчин этот отрыв еще больше. Пандемия отбросила нас назад, причем потери продолжительности жизни населения (1,9 года) в России оказались выше, чем в большинстве европейских стран. В структуре смертности лидирует триада: болезни системы кровообращения, новообразования, травмы и отравления. Для стран-лидеров по продолжительности жизни на первые позиции выходят новообразования, оттесняя болезни системы кровообращения на второе место, а травмы и отравления не входят в число ведущих причин. Эти результаты достигнуты благодаря контролю над основными факторами риска, формированием мотивации и созданием условий для ведения населением ЗОЖ.

Мотивация ЗОЖ тесно связана с ценностью здоровья и долголетия в общественной и индивидуальной системе ценностей. А структура ценностей в свою очередь в значительной мере зависит от социально-экономического благополучия социума и его членов. Причем речь идет не только о материальных факторах, но и о социальной справедливости, уровне общественной солидарности и поддержки. Известны результаты исследований о том, что при равном экономическом положении стран по среднедушевому ВВП более высокую продолжительность жизни имеют страны с более равномерным распределением доходов, отсутствием в обществе полюсов как крайнего уровня нищеты, так и сверхдоходов.

Мотивация долголетия также зависит от распространенного в обществе образа старости. До тех пор, пока в сознании людей старость ассоциируется с бедностью, болезнями и немощью, а также с отсутствием адекватной медицинской помощи и социальной поддержки, потребность в долголетии как массовое явление сформировать не удастся. Соответственно,  и основа для мотивации ЗОЖ также будет отсутствовать. В настоящее время создаются структуры для реализации людьми стратегий активного долголетия. Данное направление присутствует в нацпроекте «Демография». Однако число людей, вовлеченных в эту деятельность, все еще очень мало.

-3

Досье | Сергей Васильевич Рязанцев. 
Член-корреспондент РАН, доктор экономических наук, профессор. В 1995 г. окончил Ставропольский государственный университет по специальности «география», а впоследствии получил в стенах вуза еще два образования — историческое и экономическое. Защитил кандидатскую и докторскую диссертации по экономике народонаселения и демографии в Институте социально-политических исследований РАН в 1998 г. и 2020 г. соответственно. C 2002 г. возглавлял отдел социальной демографии в ИСПИ РАН. В 2011 г. избран членом-корреспондентом РАН по специальности «социология и демография». Автор многочисленных научных и учебно-методических работ по демографии. Научную деятельность успешно совмещает с преподаванием демографических дисциплин, занимая должность заведующего кафедрой демографической и миграционной политики МГИМО(У) МИД России и профессора кафедры международных экономических отношений экономического факультета РУДН. В 2020 г. назначен директором вновь созданного Института демографических исследований ФНИСЦ РАН.

Автор: Юлия Серебрякова.