Продолжаем уточнять аварии и происшествия с отечественными подводными лодками, с разным исходом и от разных причин, используя доступные источники. У нас нет цели кого-то обвинить, тем более не хотим оскорбить память предков - просто обобщаем данные, вспоминаем, делаем выводы, надеемся, что это поможет правильно оценивать и современные события.
Происшествия, которые случаются в мирной обстановке часто являются следствием недостаточной подготовленности экипажа и по мере освоения новой техники, обычно, их количество снижается. Но чтобы освоить современную (или не совсем) технику следует учиться, и это хорошо видно по некоторым фактам боевой подготовки подводных сил красного Балтийского флота после Гражданской войны. Причем как мы увидим ниже основная вина в данных случаях лежала на командирах субмарин.
Так 19 июня 1923 года балтийская подводная лодка № 9 (ранее «Ёрш», тип «Ёрш») под командованием Г.В.Васильева, столкнулась с другой подводной лодкой.
Это произошло года во время одновременного отхода от причала подводной лодки № 9 и подводной лодки «Большевик» (ранее «Рысь», тип «Барс») командир Г.Г.Таубе. Причиной всему стала явная несогласованность командиров между собой в своих действиях. За это каждый получил по выговору, а подводные лодки незначительные повреждения корпусов.
Для справки:
Подводная лодка "Большевик" в 1935 году во время учений в Финском заливе будет протаранена линкором "Марат" и затонет на глубине 52 м. Погибнет 55 человек, в том числе группа курсантов.
Подводная лодка № 9 в 1931 году в Финском заливе была протаранена при следовании в кильватер ограждением правых носовых горизонтальных рулей подводной лодки "Красноармеец". В прочном корпусе появилась пробоина величиной с ладонь в недоступном для заделывания месте. Лодка затонула через 5 минут со всем экипажем (погибло 45 человек) на глубине 84 м.
Как видим, командование подводных лодок не сделало выводов от предыдущих легких повреждений.
Но столкновение при отходе от пирса двух подводных лодок еще можно как понять. Но что должно произойти, чтобы столкнулись четыре подводные лодки одновременно?! Здесь нужно "особое умение" и подготовка командного состава. Но если подводные лодки находились у борта плавбазы примерно в том порядке как на фото, то не удивительно, что происходили столкновения.
И это случилось 18 августа 1923 года. При отходах и подходах к борту плавбазы «Смольный» столкнулись подводная лодка «Тигр» (помощник командира Шлиттенберг) с ПЛ «Тур» (помощник командира Симановский), подводная лодка «Рысь» (помощник командира Штейнгаузен) с ПЛ «Тигр», подводная лодка «Тур» с ПЛ «Пантера» (командир Капустин). Нельзя не обратить внимание, что тремя подводными лодками, каждая из которых столкнулась с "соседкой" управляли помощники командира. Только "Пантерой" управлял командир субмарины, но и ему не удалось видимо уйти от удара "товарища" "Тура", которого в свою очередь ударил "Тигр".
Для справки: Подводные лодки относились к типу «Барс», и к указанной дате они, кроме «Пантеры», были переименованы: «Тигр»- в подводную лодку № 1, «Тур» - в подводную лодку «Товарищ», «Рысь» - в «Большевик».
К счастью для экипажей и самих подводных лодок они не получили серьезных повреждений. Поэтому по этому поводу начальник бригады Зубарев в своём приказе, согласно книги Э.Ковалева "Короли подплава в море червоных валетов", поучает командиров дивизионов: «Отучить от джигитовок и больших ходов, подходов под острым углом, или при отходах отваливать больше корму, чтобы не бороздить отводом по Фессендену».
Меня заинтересовало кто такой Фессенден. Оказалось, Фессенден - американский инженер-конструктор, работал в области радиосвязи, соперник Маркони, продвинулся вперед в деле передачи речи и музыки на расстоянии (посредством радиоволн. Проводил много экспериментов по распространению радиоволн. в том числе и в водной среде, разработал устройство для обнаружения айсбергов
Генератор Фессендена в общей конструкции чем-то напоминал современный динамический микрофон или динамический громкоговоритель. В отличие от предыдущих подводных источников звука, таких как подводные колокола, осциллятор Фессендена был обратимым; обмотку переменного тока можно было подключить к наушникам, и можно было слышать подводные звуки и эхо. Используя это устройство, Фессенден смог обнаруживать айсберги на расстоянии около 2 миль и иногда обнаруживал эхо-сигналы от морского дна.
Устройство также можно было использовать как подводный телеграф, отправляя азбуку Морзе через воду. Подводный сигнальный аппарат Fessenden, или чаще просто "The Fessenden", был установлен на подводных лодках Королевского флота во время Первой мировой войны . Британские подводные лодки серии K с 1915 года оснащались генераторами Фессендена. Однако сигнал подводной лодки о поверхности мог быть слышен любым ближайшим (вражеским) гидрофоном, поэтому система не использовалась во время патрулирования во время войны.
В 1917 году на перечисленных выше лодках, кроме «Пантеры», также поставили по два гидроакустических прибора подводной сигнализации системы Фессендена производства фирмы «Субмарин сигнал». Как их тогда называли: слуховые отправители и слуховые приёмники. Так что начальник бригады ПЛ был в курсе данных новинок, переживал за них.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советсвого подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: Галея-Принт", 2003. - 169 с.;Александров, Ю. "Отечественные подводные лодки до 1918 года/Ю.И.Александров. - ВТС "Бастион", ООО "Восточный горизонт", 2002. -80 с.
Подписывайтесь, ставьте лайки, впереди еще много интересного, и книжных новинок; кто желает - может и помочь, кнопка ниже: