Давайте сразу проясним один момент: да, я считаю Сергея Минаева (нет, не певца-пародиста, а автора романа "Духless") писателем. Книжки пишет - значит, писатель, логично же. Другое дело, что писатели бывают разные: хорошие и так себе.
Минаев - автор неровный. Упомянутый "Духless" - вещица программная, как ни крути, хотя бы как отпечаток своей эпохи, "жирных нулевых", лицом которых был офис-менеджер. "Тебе повезло, ты не такой, как все, ты работаешь в офисе...", вот это вот всё. Относительно свежий роман "Селфи" - самоироничный взгляд Минаева на собственную карьеру, занятный, но не более того. Нечто под названием "Media Sapiens" я и вовсе не осилил.
Чем же мне понравились именно "The тёлки"? Может, тема близка...
Офис-менеджер был не единственным "героем своего времени", то есть 00-х. Другой заметный персонаж эпохи - так называемый "пикапер", то есть мастер эффективного сoблaзнения. Как раз в то время появилось множество "гуру", продвигавших эту тему: Алекс Лесли, Филипп Богачёв и другие. Читал-читал их труды, было дело. Каждый раз удивлялся, почему автор пишет такой брeд и видел ли он вообще живую женщину.
...Вернёмся к нашим баранам тёлкам. Первая книга цикла вышла в 2008 году. На мой скромный взгляд - лучшее, что написал Минаев. Да-да, лучше "Духлесса"!
"The тёлки: повесть о ненастоящей любви".
27-летний Андрей Сергеевич Миркин - столичный журналист, типичный бабник и, что логично, прожжённый враль. Миркин лжёт постоянно: чтобы произвести впечатление на девушек, чтобы скрыть от одной девушки отношения с другими, чтобы оттянуть срок выполнения работы... Разбивает сердца женщинам почём зря, подставляет друзей и коллег, но его нельзя назвать жестоким или коварным. Андрей для роли злодея слишком инфантилен - этакий большой ребёнок, который сам не понимает, что делает: мол, все проблемы как-нибудь сами собой решатся.
Разумеется, проблемы и не думают исчезать, а лишь накапливаются. Рано или поздно должен наступить момент, когда на бедного Миркина обрушится буквально всё и сразу.
Главный герой получился очень живым и настоящим. Минаев в очередной обратился к персонажу, который "не сеет, не пашет, не строит" - на сей раз это гламурный журналист, то есть человек, высасывающий из пальца бессмысленные рекламные тексты. При этом Миркину не откажешь в целеустремлённости. "Главное, как себя позиционировать", - постоянно повторяет он. Миркин озабочен тем, чтобы войти в рейтинги популярности столичных персон, стать известным персонажем в тусовке, мнит себя аристократом... Отличный портрет "золотой молодёжи" того времени - интересно, что стало со всеми этими персонажами несколько кризисов спустя?..
"VIDEOТЫ, или The Тёлки. Два года спустя"
Первая книга завершилась вполне себе за здравие: герой, что называется, "осознал". Но увы, во втором романе всё вернулось на круги своя.
...Андрей Сергеевич Миркин всё-таки исполнил свою мечту и стал значительной персоной: теперь он ведущий на популярном молодёжном телеканале. Ему больше не надо произносить своё коронное "главное - как себя позиционировать", но вторая его поговорка, "как-то сложно всё", по-прежнему звучит.
Миркин по-прежнему крутит романы со всеми доступными ему девушками, нимало не заботясь ни о чувствах девушек, ни об элементарной конспирации, бежит от всех проблем, а на неудобные вопросы отвечает враньём. Авось пронесёт.
Надо ли говорить, что в 30 лет у Андрея нет ни семьи, ни даже постоянных отношений, и главное - никаких жизненных перспектив. Даже его положение на ТВ довольно шатко: здесь незаменимых нет. Всё меняется, когда Миркин встречает свою любоФФ и начинает оперативно пересматривать взгляды на жизнь. История пытается скатиться в банальную мелодраму, но читать по-прежнему интересно.
Напоследок
Сергей Минаев - характерный пример "модного" писателя, вышедшего из моды. Он писал в "нулевые" и про "нулевые", но "нулевые" давно кончились. Офисные работники сидят на "удалёнке", место журналистов в жизни общества заняли топ-блогеры, "пикаперов" феминистки распугали... Но, если верить "Википедии", на подходе экранизация "The тёлок".
Самое время, ага.
Всем спасибо!
Другие заметки о книгах и писателях:
Хорошие художественные книги о 90-х.
Правда? Не совсем. Книги о Чеченской войне.
Четыре громких книги 2021 года: почему известные писатели строчат фантастику.