Пол Андерсон для книгочеев в представлении не нуждается. Американский писатель-фантаст оставил богатейшее литературное наследие, его произведениями вдохновлялись и на них вырастали целые поколения современных авторов. Удивительные и волшебные, мрачные и загадочные, но неизменно глубоко проработанные миры Андерсона поражают воображение и заставляют на минутку поверить в реальность происходящего. Да и кто сказал, что на лужайку средневековой Англии не мог приземлиться космический корабль?
Именно так начинается одна из самых необычных историй Пола Андерсона – сатирический роман «Крестоносцы космоса». Несмотря на внешнюю несерьёзность и абсурдность происходящего, книга поднимает целый ворох социальных, нравственных и религиозных тем. Впервые опубликована она была в 1960 году и, поверьте, актуальности своей не утратила. Но обо всём по порядку.
Итак, перед нами старая и не такая уж добрая Англия XIV века. Местный феодал сэр Роже готовится присоединиться к войне с французами – бойцы собраны, кирасы надраены, топоры наточены. А пока приказ выступать не отдан, разудалая военщина мается со скуки да объедает своего господина. И вот те на – прямо в разгар белого дня прямо на головы опускается диво-дивное – звездолёт! Что должны были подумать люди? Вспомнили разом всё: и колдовство, и божественное вмешательство. Правда, отсутствие сонма ангелов слегка успокаивало – возможно, прямо сейчас карать за грехи не начнут.
Ну а когда появился первый пришелец, сомнения разом отпали. Так в представлении средневековых рыцарей мог выглядеть только посланник дьявола: «Он был около сорока футов ростом, широкий и сильный на вид, одетый в платье, отливающее серебром. Кожа его была без волоса и глубоко синего цвета. Уши, длинные и заостренные, торчали по обеим сторонам круглой головы, желтые узкие глаза глядели с тупоносого лица с густыми бровями. И у него был хвост!..»
Инопланетянин оказался вооружён и опасен. Без долгих разговоров он испепелил одного из людей сэра Роже, и у воинов сработали вдолбленные навыки. Пришелец мигом стал похож на подушечку для игл, а по коридорам звездолёта уже мчались отважные рыцари, оруженосцы и всякая пехотная мелочь, размахивая колюще-режущей снастью и выволакивая экипаж из всех углов. Скоро всё было кончено, удалось даже взять пленного.
Искусство развязывать языки было известно нашим предкам преотлично, но с Бранитаром (так звали инопланетянина) даже оно не понадобилось. Слаб оказался и физически и морально, а от святой воды шарахался и шипел – чёрт, не иначе! Время понадобилось, чтобы хоть немного выучить язык, но и эту проблему преодолели. Выяснилось, что Бранитар – представитель могучей Версгорской империи, завоевавшей сотни миров. Прибывший на Землю корабль – всего лишь разведчик. Координаты планеты людей он передать не успел, а посему вторжения карательного флота можно не опасаться. Осталось решить, что делать с захваченным звездолётом.
Прагматизму средневековых граждан можно только аплодировать. А почему бы не погрузить на корабль войско вместе с обозом, женами, детьми, крестьянами и козами (благо, места хватает) и не отправиться воевать во Францию? А потом вернуться аккурат ко сбору урожая? Безумная идея моментально овладела умами. Надо ли говорить, что ничего хорошего из этого не вышло?
Бранитар собрал остатки мужества и врубил автопилот, и вот уже корабль, битком набитый англичанами, уносится в открытый космос. И вот здесь Андерсон открывает, вероятно, главную мысль произведения. Прижатый к стене и обречённый народ будет драться за своё существование до конца. И победит в этой войне не тот, у кого самые передовые технологии, а тот, кому нечего терять. Земная история имела немало примеров, когда варвары опрокидывали цивилизации. И вот теперь, похоже, настал черёд Версгорской империи.
Конечно, в книге хватает весьма вольных допущений и спорных моментов, но за захватывающим чтением их просто не замечаешь. Да и англичане, в конце концов, оказались не такими уж тёмными. Пусть и технически отсталые, но они быстро овладели чужим оружием, и вскоре планеты версгорианцев озарили вспышки ядерных взрывов…
Батальные сцены, поиск союзников, освобождение порабощённых народов от гнета империи, любовная линия, предательство и придворные интриги… В рамках статьи всего не перескажешь, да и не нужно это. Лучше самому прочитать. В результате англичане создают в космосе своё собственное королевство, свято соблюдающее средневековые и рыцарские традиции.
Особо примечателен финал книги, когда экспедиция современных людей вдруг встречает англичан в космосе. Вот что отвечает герцог в ответ на закономерный вопрос, почему рыцари не смогли отыскать Землю: «О, мы искали. На протяжении многих поколений каждый юный рыцарь отправлялся на поиски Земли, если не выбирал поиски святого Грааля. Но вы же знаете, какое тут количество звезд. А к центру Галактики их еще больше — там мы до сих пор сталкиваемся с другими звездными расами. Коммерция, исследования, войны — все это отвлекло нас от этого спирального рукава. Видите ли, вы прибыли из бедной отдаленной провинции. Король и Папа обитают далеко отсюда, на седьмом небе… В конце концов, через несколько столетий Старая Земля стала просто легендой, традицией».
Есть в книге и более провокационные строки, которые в некоторых переводах даже удаляются из соображения политкорректности. Словом, приятного прочтения.
Ну и в завершение. Даже удивительно, как в своё время умудрились испоганить книжную основу сценаристы фильма «Небесный крестовый поход». Да, по произведению Андеросна был снят фильм – чудовищная пародия и чёртов стыд. Жуткие кривляния актёров (вообще-то актёров очень неплохих) и огромное количество отсебятины в виде плоских шуток превратили эпичную историю в жуткий фарс – сделанный дёшево, топорно и бездарно. Хорошо, что сам писатель послушался друзей и не стал смотреть эту гнусную ленту.
Антон АГЕЕВ.
Фото из архива автора и открытых источников.
#книгочей
#книга фантастика
#фантастические фильмы
#пол андерсон
#крестоносцы
#космос
#пришельцы
#классика фантастики
#рыцари
#средневековье