Найти тему
6000 миль до Голливуда

В сердце пустоши

Оглавление

Что-то страшное везде. Красивый исторический триллер-мистика.

(El páramo, 2021, Испания)

Ну вот, опять молодое поколение зрителей несправедливо обижает картину, которую они в силу возраста банально не поняли.
Хотя ее создатели отчасти сами виноваты. А незачем было увлекаться аллегориями, забыв, что само значение этого слова нынешним хрустителям попкорна надо разъяснять, не говоря о том, как используются аллегории в художественном творчестве.

- Да что за проклятье! Опять прибежали в избу дети, опять зовут: "Тятя, тятя, там в наших сетях какая-то шняга запуталась!"
- Да что за проклятье! Опять прибежали в избу дети, опять зовут: "Тятя, тятя, там в наших сетях какая-то шняга запуталась!"

А между тем уже с первых сцен "El páramo" Дэвида Касадемунта ясно - это снимал очень толковый художник. Что видно не только по мастерски выстроенной "картинке", но и по умению автора подогревать нервозно-гнетущую атмосферу своего хоррора. Даже эффекты "Бу!" - их мало, но они есть, - в исполнении Дэвида заставляют вас не банально вздрагивать, а застывать в еще большем напряжении. И попутно гадать, реальны ли страхи героев или это лишь бред их воображения, вконец распоясавшегося от такой жизни.

Дружеский совет: для лучшего вникания в сюжет "El páramo" не пропустите в нем коротенький - буквально пара строчек, - текстовый пролог. Дело в том, что одном варианте российского дубляжа он почему-то не озвучен (в офиц. от Netflix вроде озвучен). А ведь именно там выложена ключевая информация, и от нее будет отталкиваться ваш зрительский анализ всех аллегорий Касадемунта. Который, как истинный творец, и не подумает вам их разжевывать. И правда. зачем? У вас на то и своя фантазия имеется, а коли нет, режиссер-фантазер в этом точно не виноват.

Говорится же в прологе о том, как в 19 веке Испания была раздираема на части нескончаемыми войнами. По причине чего многие семьи сбежали от них в безлюдную глухомань, где и куковали в полной самоизоляции в ожидании счастливых времен.
А они всё не наступали и не наступали.

- Мама, что ты делаешь? Это ведь не утка! - Правильно, сынок! Это не утка, это - дятел. Но как же он меня задолбал!
- Мама, что ты делаешь? Это ведь не утка! - Правильно, сынок! Это не утка, это - дятел. Но как же он меня задолбал!

Так же поступила семья Сальвадора, Люсии и их маленького сына Диего. Забравшись во мрачные болота, они отстроили домишко, сарайчик и стали выращивать зерно да разводить кроликов. А еще огородили всю свою небогатую землю распятьями - правда, почему-то не католическими, а "древнеримскими", - дабы те оберегали их от зла.
Но даже такому "силовому щиту" беженцы не доверяли и по ночам "до ветру" выходили только с ружьем, фонарем и па́рами.
То есть нам сразу подбрасывают две версии происходящего: либо у этих людей на нервной почве изрядно протекает крыша, либо им взаправду что-то угрожает.

Как бы то ни было, живется им на хлебе и крольчатине сносно - щеки ни у кого не впали и ребра не торчат.
Одно удручает Сальвадора: Диего растет маменькиным сынком, а Люсия ему во всём потакает. И сколько ни пытается батька завоевать симпатии сына столь захватывающими играми, как потрошение кроликов и стрельба из ружья, пацан все равно убегает к матери. Чистить картошку, стирать портянки, распевать песенки и страдать прочей "непацанской" ерундой.

Вот почему Сальвадор все время нервничает, а глядя на него, нервничают не только Люсия и Диего, но и мы, зрители.
Да и как тут не напрячься, когда вокруг одни болота, кресты да зловещие тени, а Сальвадор коротает порой досуг, сопоставляя диаметры ружейного дула и собственного рта? Неужто и впрямь задумал нарушить правила ТБ по эксплуатации дробовика?
При том, что самое "нервное" в фильме еще и не начиналось.

- Я узнал, что у меня / Есть огромная семья / И тропинка, и лесок / В поле каждый колосок / Речка, небо голубое... / ГДЕ ВСЁ ЭТО, БЛИН, КОРОЧЕ?!
- Я узнал, что у меня / Есть огромная семья / И тропинка, и лесок / В поле каждый колосок / Речка, небо голубое... / ГДЕ ВСЁ ЭТО, БЛИН, КОРОЧЕ?!

Само собой, по закону жанра упорно ожидаемое зло не обманет надежд тех, кто его ждет. И вот однажды к берегу протоки, возле которой жили беженцы, прибило лодку. А в ней, вы только гляньте!..
...Ладно, незачем спойлерить. Скажу лишь, что с той поры житиё сальвадорова семейства уже не будет прежним, а болота окрест них станут еще жутче, чем в сказке про пёсика Баскервилей.

***

В общем, редко такое пишу о современных хоррорах, но на сей раз да: это по-настоящему крепкая и художественная мистика, о чем бы там ни говорили ее грустные рейтинги на IMDb и Кинопоиске. История с неоднозначным смыслом и вариантами разгадок происходящего в ней - как говорится, внимательно следите за деталями происходящего и делайте выводы.

Кстати, во многом лента Касадемунта напоминает недавний мистиковестерн "Обитель страха" Эммы Тамми - та же мрачная песнь вестерна (в плане не географии, а антуража), страха, одиночества и прогрессирующего безумия. Хотя, если честно, картина испанца мне понравилась больше и актеры в ней более колоритны и суровы.
Ну а всем тем, кому лень копаться в режиссерских недосказанностях и полунамеках - милости просим в последнюю
"Обитель зла", там вас ничем таким "грузить" не станут.

Трейлер фильма: