Найти тему
Буддизм. Amida Times.

Пять скандх полностью пусты!

Приветствую всех подписчиков и читателей данного канала!

В продолжение публикации переводов писем патриарха Инь Гуана (1861—1940 гг.) хочу представить вашему вниманию очередное его письмо, которое было адресовано адресовано мирянину из Юнчи.

Приятного и познавательного чтения!

-------------

В последнее время в Шанхае объявилось большое количество проповедников, из уст которых раздаётся множество откровений и пророчеств. Их проповеди об отказе от зла и совершении благих поступков, о Рождении-и-Смерти, законе Причины и Следствия несмотря на то, что поверхностны и ограничены, все же чрезвычайно полезны для улучшения нравственности и сознания простых людей. Однако их высказывания относительно будущего или Дхармы Будды являются несколько расплывчатыми и не свободны от ошибок. Как последователи Будды мы не должны выступать против таких высказываний или опровергать их, поскольку это может помешать людям совершать хорошие поступки. Но в то же время мы не должны соглашаться с такими заявлениями или одобрять их, чтобы не стать виновниками распространения ошибочных мнений и домыслов, которые наносят вред Дхарме и зарождают сомнения у людей.

Я, старый монах, несмотря на целый ряд кармических препятствий, всё же не могу отстраниться от происходящего и тем самым позволить вводить в заблуждение других людей. Я прошу читателей обратиться к своим чувствам и разуму и последовать моим советам, чтобы избежать негативных последствий.

♦♦♦

Подумайте, слово “самадхи” переводится как правильная концентрация. Это состояние исчезновения заблуждений и проявление Истины — невозмутимой и сияющей. Можно ли сказать, что вы чего-то достигаете при этом? В Шурангама-сутре сказано:

Совершенное обретение плода Просветления не есть достижение чего-либо.

Практикующие Дзэн полагаются только на собственные силы («Свою Силу»), не ища помощи у Будд. Поэтому, когда в практике их усилия достигают предела, истинное и ложное у них сталкиваются друг с другом, перепутываются, порождая множество форм и состояний сознания, внезапно появляющихся и внезапно исчезающих.

Источник: pinterest.ru.
Источник: pinterest.ru.

Самадхи можно сравнить с неожиданно прекратившемся ливнем. Темные тучи исчезли, пасмурное небо очистилось; всё изменилось вдруг и без предупреждения. Такие формы и состояния сознания трудно постижимы для тех, кто не обладает трансцендентным различающим видением. Если практикующий ошибочно станет относиться к этим проявлениям как к истинным, он немедленно попадёт под власть “демонов” и потеряет рассудок.

Напротив, когда последователь школы Чистой Земли с полной искренностью произносит Имя Будды Амитабхи, это подобно солнцу, сияющему в пустоте, или же движению по широкой, прямой дороге. На ней нет места не только злым духам или демонам. Даже самые тонкие омрачения исчезают на этом пути.

♦♦♦

Когда практикующий в своей декламации достигает абсолютной чистоты и незамутненности, его Ум сливается с Буддой, а Будда входит в его Ум, Ум и Буда становятся едины. Я боюсь, что этот принцип и практика далеко не всеми понимаются правильно. Моим желанием всегда было проповедовать и распространять подлинные Обеты Будды Амитабхи о спасении всех живых существ. Посмею ли я скрыть эту истину от всех, передав её только вам одному? Если в учении есть какие-либо тайные знания, которые должны передаваться только лично и тайком от чужих глаз, то это ложное учение, а не Дхарма Будды.

При этом, честно говоря, этот старый монах обладает прекрасным тайным учением, которого нет более ни у кого. И, поскольку сегодня вы спросили меня о нём, у меня более нет причин скрывать его от всех последователей буддизма. Что же это за тайное учение? Это полная искренность и глубочайшее почтение. Это тайна известна всем, но никто её не понимает!

Желая уничтожить глубинные корни кармы и воздать долг Будде Амитабхе за его доброту, я изо дня в день тщательно изучал, как в древности практиковали люди, добившиеся блестящих результатов. Так я обнаружил, что полная искренность и глубочайшее почтение представляет собой замечательный “тайный” способ, который возносит человека в царство святых и позволяет ему вырваться из цикла Рождения-и-Смерти. Я вновь и вновь хочу обратить на это внимание тех, кто прислушивается к моим словам. Вы должны знать, что искренность и почтение не являются исключительно чертами последователей Дхармы, но лежат в основе всех действий, которые вам необходимо совершать для достижения совершенства.

♦♦♦

В предыдущих жизнях вами были посажены благие корни, благодаря чему сейчас вы принадлежите семье, на протяжении многих поколений исповедующей буддизм. В юности вы получили прекрасное воспитание, а по окончании школы жили насыщенной и полной жизнью. Неужели вы решили отказаться от этого и опуститься до жизни простой и обычной, признав важность моих писаний и решившись распространять их среди других?

Вам следует знать, что наиболее важными понятиями для распространении Дхармы на благо всех чувствующих существ, являются “обстоятельства” и “способности”.

Сегодня те, кто хорошо разбираются в буддизме, не в состоянии указать на наиболее актуальное лекарство для лечения современных болезней. Вместо этого они способны лишь на рассуждения о высоких, возвышенных методах, которые, к слову, вообще не являются правильным лекарством. Иногда такое лекарство, каким бы ценным оно ни было, даже усиливает болезнь. Этот старый монах как неопытный врач: он не только ничего не знает о корне-причине заболевания, но и не знает, как его излечить. Он лишь прописывает универсальное средство, передающееся “тайно” от древних мудрецов и святых, и применяет его ко всем симптомам, будь то ложь или истина, озноб или лихорадка. Любой, кто поверит в это лекарство и примет его, непременно будет исцелён. Однако, даже те, чья болезнь “неизлечима”, от кого отвернулись величайшие врачи, восстановят силы и избегнут смерти сразу же, как только примут это лекарство.

Поэтому я без колебаний призываю под свои знамёна тех, кто желает спасения всем живым существам и хочет принести пользу человечеству, распространяя это лекарство среди тех, кто болен. Я понимаю, что лекарства, которые предписывают величайшие врачи, удивительны и прекрасны, но я не советую людям пользоваться ими, так как все болезни обусловлены кармой, и не могут быть вылечены врачами, какими бы великими они ни были.

♦♦♦

Тяжёлые кармические препятствия, такие, как жадность, гнев, слабое и больное тело, тревожный, неспокойный разум — все эти признаки со временем исчезают естественным образом, если вы целеустремлённо декламируете Имя Будды. В двадцать пятой главе Лотосовой Сутры, которая называется «[Открытые] для всех врата бодхисаттвы Постигающий Звуки Мира», сказано:

Если живые существа, наполненные чувственными желаниями, будут постоянно вспоминать о бодхисаттве Постигающий Звуки Мира и почитать [его, то] отдалятся от этих желаний. Если [живые существа], наполненные гневом, будут постоянно вспоминать о бодхисаттве Постигающий Звуки Мира и почитать [его, то] отдалятся от гнева[1]

То же самое можно сказать и о декламации Имени Будды. Тем не менее, вы должны предельно сконцентрировать свой ум и положить конец “сторонним [отвлекающим] мыслям”, сомнениям и неуверенности. Тогда вы обретёте то, к чему стремитесь. Так как бодхисаттва Авалокитешвара испытывает великое сострадание к живым существам мира Саха, вы можете, в дополнение к вашей обычной практике Чистой Земли, произносить его имя. Или же, вы можете начитывать Шурангама-мантру или Мантру Великого Сострадания.

♦♦♦

Если вы хотите стать Мастером Дхармы, читать сутры для большого количества людей, вы должны сначала сами прочитать оригинальные тексты и изучить комментарии и пояснения к ним. Однако, если вы обнаружите, что не обладаете высоким интеллектом и ваше понимание классических текстов не выше других, вам стоит сосредоточиться на Декламации Имени Будды, а не тратить попусту время и силы, стараясь достичь невозможного.

С другой стороны, если вы хотите заниматься чтением сутр в соответствии с вашим способностями с целью накопления заслуг, вам следует стараться сохранять три вида кармы — тела, речи и ума — совершенно чистыми, чистосердечно и искренне поклониться Буддам, сесть прямо и на мгновение сконцентрировать свои мысли, прежде чем открыть сутру и начать её читать вслух или про себя. Во время чтения вы должны продолжать сидеть прямо, как будто бы вы находитесь перед Буддами и слушаете их совершенные голоса, не допуская возникновения ни единой отвлекающей мысли. Не пытайтесь сразу понять смысл сутры, просто прочтите её от начала и до конца.

Если ваши духовные способности высоки, то, читая сутры таким образом, вы сможете пробудиться к Недвойственной Истине и постичь Дхарму Истинного Признака. Но, даже если ваши способности невелики, в процессе чтения сутр вы накопите большие заслуги, обретёте мудрость и избавитесь от большого количества негативной кармы. Шестой Патриарх сказал:

Мы можем пробудить наше сознание и увидеть нашу истинную природу просто читая Алмазную Сутру.

Эта цитата относится к описанной мной выше практике чтения сутр. Поэтому она и называется “шаматха” (остановка психических процессов). Если вы будете поступать в соответствии с этими рекомендациями, декламация любой из сутр Махаяны может привести вас к открытию Ума и видению своей Изначальной Природы. То есть, я хочу сказать, что всё вышесказанное относится не только к Алмазной Сутре.

Не следует использовать различающий ум, пытаясь понять смысл конкретного предложение, идею абзаца, так как всё это относится к сфере омрачающих мыслей, рассуждений и сравнений. Такой ум не может быть в согласии с Разумом Будды, не может привести к глубокому пониманию сущности сутр или создать причины и условия для искоренения зла и накопления заслуг.

Однако, если практика декламации сутр с различающим умом сопровождается благоговейным и почтительным умонастроением, то она может привести к зарождению семян благой кармы. Если же она, наоборот, сопровождается ленью и высокомерием, то те же самые семена неминуемо приведут к дурным последствиям — страдания будут огромны!

Однажды, во время декламации одной из сутр, Патриарх Чжи-и (основатель буддийской школы Тянь-тай) внезапно испытал Великое Пробуждение и безмолвно вошёл в самадхи. Имей он во время практики различающий ум, мог бы он настолько преуспеть в ней? Другой мастер занимался переписыванием Лотосовой Сутры, совершенно не обращая внимания на десять тысяч вещей (т. е. ни на что не отвлекаясь). Солнце уже зашло, а он все ещё сидел за письменным столом, когда вошёл его ученик и сказал: “Мастер, уже так темно! Как вы можете до сих пор переписывать сутру?” И тогда монах поразился, обнаружив, что вокруг него настолько темно, что он не мог увидеть даже свою руку!

Читаете ли вы сутры, медитируете, повторяете мантры или декламируете Имя Будды, пока вы упорно делаете это с предельным уровнем концентрации и в течение длительного времени, однажды Истина откроется вам, и вы испытаете Великое Пробуждение (пробудитесь к Пути).

Во времена правления династии Мин, был дзэнский монах по имени Сюэ Чжао Синь. Он стал монахом уже в зрелом возрасте и был абсолютно безграмотен. Тем не менее, благодаря своему аскетическому образу жизни, усердной медитации, величайшему терпению и другим практикам, в скором времени он внезапно испытал Великое Пробуждение. Что бы он ни говорил после этого, всё было в согласии с совершенным учением. Он постепенно научился чтению и письму и полностью посвятил себя искусству изложения Дхармы. Во время династии Цин его сочинения были включены в канон Махаяны.

Все эти заслуги обретаются благодаря уму, полностью без какой-либо различающей мысли сосредоточенному на медитации. Тем, кто практикует чтение сутр, эти истории должны служить примером того, к чему следует стремиться. Таким образом, читая сутры, вы должны избегать появления различающего ума. Только так омрачающие мысли сами спокойно улягутся на дно, в то время как ваша истинная Изначальная Природа постепенно проявится.

♦♦♦

Далее, если вы хотите изучать сутры для того, чтобы понять их глубинный смысл или писать на них комментарии, вам следует выделить в течение дня время, когда вы будете заниматься только этим. В этом случае не обязательно испытывать такую же строгость и почтительность, как при декламации сутр, но вы также не должны относиться к ним непочтительно. В крайнем случае, вы можете быть чуть менее сконцентрированным.

Если вы ещё не преуспели в искоренении своей дурной кармы и развитии мудрости, то декламация сутр для вас должна являться главной целью, а исследование сутр — вторичной. В противном случае вы будете безрезультатно тратить на исследования месяц за месяцем и год за годом. Даже если ваше понимание сутр дойдёт до того, что вы станете способны разогнать облака и обнажить сияющую Луну, распахнуть ставни и любоваться зеленью гор, это лишь повысит вашу эрудицию на “краю губ и кончике языка”. Может ли это иметь какое-либо отношение к решению вопроса о Рождении-и-Смерти? Когда наступит ваш последний день, и вы встретитесь лицом к лицу со смертью, никакие из приобретённых вами знаний не смогут помочь вам!

Если вы сможете следовать описанному выше способу декламации сутр, то карма жадности и гнева, вожделения и привязанности будет постепенно исчезать, и в вас будет расти мудрость. Иначе вы не только не приобретёте никаких заслуг, но и вполне возможно, что сила негативной кармы, накопленной с незапамятных времён, приведёт к развитию у вас ложных взглядов, к отрицанию Закона Причины и Следствия. И вот тогда-то, словно бушующее пламя, на передний план друг за другом выйдут страдания вожделения, убийства, воровства и лжи. Вы можете даже возомнить себя светочем Махаяны, думая, что для вас не существует никаких препятствий, ведь Шестой Патриарх учил: “Если ум чист, для чего соблюдать заповеди?”, и оправдывать свои поступки, утверждая: “Преступать заповеди не нарушая их — вот истинное следование заповедям”.

На пути совершенствования существует немало подобных опасностей, что сильно затрудняет постижение Истинной Дхармы! Именно по этой причине многие Патриархи рекомендовали придерживаться метода Чистой Земли, опираясь на великое сострадание Будды Амитабхи, способное погасить любое кармическое зло так, что оно уже никогда не сможет разгореться.

Вот почему вы должны использовать в качестве основной практики Декламацию Имени Будды, а чтение сутр — как вспомогательный метод. Вы можете читать Аватамсака-сутру, Сутру Сердца, Шурангама-сутру, Алмазную Сутру, Махапаринирвана-сутру, Сутру Совершенного Просветления и т. д. друг за другом, или же вы можете ограничить себя одной сутрой. В любом случае вы должны следовать тем принципам, что я объяснил ранее. Но если вы будете равнодушны, если вы не будете сосредоточены и почтительны, возникшее различающее сознание и ложные взгляды, безусловно, отнимут у вас все ваши заслуги. И тогда ваша злая карма станет поистине безгранична!

♦♦♦

Раньше я думал, что вы и ваш друг являетесь ревностными сторонниками метода Чистой Земли. Однако, когда я увидел черновик вашего письма с вопросами к Сюй Чуню, я узнал о вашем намерении читать мантры и практиковать метод Следования Заповедям (соблюдать правила монашеского поведения). Вы писали: “Я не вижу в памятовании о Чистой Земле ничего возвышенного и чистого, как и не понимаю, какие заслуги и добродетели можно приобрести от произнесения мантр; поэтому мой разум находится в нерешительности, и я не знаю, нужно ли мне следовать учению Чистой Земли”.

Посмотрите на себя и оцените, каковы ваши способности. Почему вы хотите понять и постичь все методы Дхармы именно таким образом? Я боюсь, что ваше смущение и нерешительность со временем лишь ещё больше омрачат и затуманят ваш разум.

Что же касается Сюй Чуня, то он сказал: “Согласно учению тантры везде, куда бы ни проникла сила мантр, будь то струйка воздуха или мельчайшая пылинка, живые существа обретут спасение. Способен ли на такое метод Чистой Земли?”

Знайте, что, как чтение мантр приносит безграничное заслуги и добродетели, так и Декламация Имени Будды также имеет невероятную силу! Вспомните отрывок из Сутры Созерцания Будды Бесконечной Жизни, в котором говорится:

Даже те, кто совершили Пять тяжких грехов и Десять злых деяний, могут на грани смерти, когда уже появляются следы адов, произнести Имя Будды несколько раз и тут же возродиться в Чистой Земле.

Разве вы не понимаете, что даже бодхисаттвам Собрания Аватамсаки, которые достигли Равностного Просветления (т. е. фактического равенства с Буддами), для того, чтобы достичь окончательного Просветления надлежит исполнить Десять Великих Обетов, посвятив все свои заслуги перерождению в Чистой Земле? Кроме того, если бы метод Чистой Земли не был бы возвышенным и чистым, стали бы Будды и Патриархи в бесчисленных сутрах и комментариях к ним искренне и настойчиво рекомендовать практиковать его?

Поистине, все методы Махаяны полны, совершенны и возвышенны; лишь потому, что у живых существ различаются обстоятельства и способности — у кого-то обстоятельства лучше и способности выше, а у кого-то наоборот — заслуги, получаемые ими от этих методов, различаются. Когда Патриарх Шань-дао, считающийся воплощением Будды Амитабхи, учил “непрерывной практике”, он был обеспокоен тем, что у практикующих разум и воля не были урегулированы. Поэтому он писал:

Даже если бы мудрецы Четырёх Плодов, бодхисаттвы, находящиеся на ступени Десяти Обителей, Десяти Практик, Десяти Посвящений и Десяти Оснований, а также Будды десяти направлений, заполняющие всё пустое пространство Дхармы, появились бы перед вами с телами, испускающими лучи света, и предложили бы вам отказаться от метода Чистой Земли и передать вам более высокий метод, не смейте следовать их словам! Ведь, если вы однажды твёрдо решили следовать учению Чистой Земли, то уже не сможете отказаться от своих Обетов.

Говоря эти слова патриарх Шань-Дао предвидел, что будущие поколения будут “стоя на одной горе, грезить о другой”. Однако, этим золотым словам не следовали даже те, кто почитали его как своего непосредственного учителя, что уж говорить о тех, кто не слышал или не понимал их! Быть причастным к методу, настолько хорошо приспособленному к обстоятельствам и к возможностям живых существ, но всё же отказаться от него ради сомнительного пути кармического сознания в итоге не практикуя ни Дзэн, ни Чистую Землю — это ли не потакание злой карме, накопленной с незапамятных времён?

♦♦♦

Истина в том, что нет “я” и нет дхарм.

"Нет “я”" (пустота самости) означает истинное понимание того, что пять скандх, совокупность которых представляет из себя тело и разум, порождаются комплексом причин и условий. Когда они распадаются, в тот же миг исчезают и тело, и разум. Нет никакого реального существующего “я”.

“Нет дхарм” (пустота всех явлений) означает истинное понимание того, что пять скандх пусты не только потому, что они являются совокупностью причин и условий, но и по самой своей природе. Сутра Сердца гласит:

Бодхисаттва Авалокитешвара во время осуществления глубокой Праджняпарамиты ясно увидел, что все пять скандх пусты[2]

Понимание пустотности всех дхарм есть именно тот Истинный Признак, который постигается путём искоренения заблуждения. И далее в Сутре Сердца сказано:

Тогда он избавился от всех страданий, перейдя на другой берег[3]

Более того, принцип, согласно которому Тело Дхармы (Дхармакая), будучи основой всех признаков, само полностью отделено от них, наиболее близок к истине. Поэтому его и называют Истинным Признаком.

Этот Истинный Признак присутствует как в Буддах, так и в обыкновенных людях, но обыкновенные люди, как и заблуждающиеся последователи двух Колесниц, отвергают его, и, следовательно, не могут его использовать. Это можно сравнить с тем, как если бы у вас был алмаз, зашитый в подол вашей рубашки, но, не зная этого, вы считали бы себя нищим и обездоленным.

Пробуждение к Пути (переживание Великого Пробуждения) означает обретение состояния полного понимания. Словно облака, рассеиваясь, обнажают Луну, будто бы ставни, распахиваясь, открывают вид на гору; это похоже на человека, чётко увидевшего дорогу к дому, или на бродягу, неожиданно обнаружившего клад.

Достижение Просветления подобно долгожданному отдыху после длинного пути, подобно находке драгоценного сокровища с возможностью использовать его по собственному усмотрению.

Действительно пробудившийся к Пути обычный человек, наделённый бодхичиттой, достигает уровня интуиции и понимания, равного уровню Будд. Что же касается достижения Просветления, то знайте, что бодхисаттвы первой ступени ничего не знают о тех, кто находится на следующей ступени. Поняв значение пробуждения к Пути и достижения Просветления, вы, естественно, не должны становиться высокомерными по отношению к тем, кто находится на более высоком уровне, и не должны расслабляться. Наоборот, вашу решимость добиться возрождения в Чистой Земле не должны остановить и десять тысяч буйволов!

♦♦♦

Посмотрите, в какое время мы живём. Пламя войны бушует вокруг. Север воюет с югом, восстания и беспорядки множатся и в Китае, и за рубежом, количество погибших за последние три-четыре года исчисляется миллионами. Подобных массовых трагедий не случалось никогда. Кроме того, стихийные бедствия, такие, как тайфуны, наводнения, землетрясения и эпидемии начинают происходить с пугающей частотой. Засухи и наводнения наводят хаос по нескольку раз в течение одного года. Из-за всех этих событий цены на всё выросли более чем вдвое.

В такие времена, когда остаться в живых уже подвиг, как смеете вы не удвоить свои усилия по непрерывной декламации Имени Будды, стремясь к возрождению в Чистой Земле? Как вы можете впустую использовать это человеческое тело, которое так сложно получить, размышляя о методах, что совершенно не подходят для нашего времени? Если вы не решите сосредоточиться на единственно подходящем сейчас методе Чистой Земли, я боюсь, что в будущем у вас больше не будет возможности встретиться с ним!

-------------

[1] Перевод А.Н. Игнатовича.

[2] Перевод Е. А. Торчинова.

[3] Перевод Е. А. Торчинова.