Травы, цветы и духи составляли большую часть повседневной жизни в Средние века и были неразрывно связаны с магией и медициной. Лекарственные растения и травы составляли важную и большую часть фармакопеи. Лекарства изготавливали из трав, специй и смол. Диоскорид, грек, написал свою Materia Medica в 65 году нашей эры. Это был практический текст, посвященный медицинскому применению более 600 растений во втором веке. Хотя оригинальный текст Диоскорида утерян, сохранилось много копий. Его тексты легли в основу большей части фитотерапии, практикуемой до 1500 года. Некоторые растения использовались для лечения определенных заболеваний, в то время как другим приписывалось лечение множества болезней. Во многих случаях препараты изготавливались из множества различных трав.
Самая старая из сохранившихся английских травяных рукописей - это Саксонская пиявочная книга о лысых, написанная примерно в 900–950 годах нашей эры. Паровые и травяные ванны назначались при всех видах недугов. Книга показывает, насколько распространено было «курить» больных ароматными древесными и травяными растениями. Ароматные гирлянды украшали дома. Каждая трава, каждое дерево и каждый цветок имели свое особое качество. Но из всех ароматов роза больше всего ассоциируется со Средневековьем. Крестоносцы привезли с Ближнего Востока много разных духов; одной из них была розовая вода, и дворяне ставили миски с розовой водой, чтобы гости могли вымыть руки после еды. Лепестки роз также использовались для ароматизации ванн.
Однако в Средние века изучение лекарственных растений было в руках монахов, которые в своих монастырях сажали и экспериментировали с видами, описанными в классических текстах. Ни один монастырский сад не был бы полным без лекарственных растений. Больные шли в монастырь, к местному травнику или аптекарю за целебными травами. В большинстве монастырей были созданы сады с травами для производства лечебных трав, и они оставались частью народной медицины, а также использовались некоторыми профессиональными врачами. Книги о лечебных травах производились монахами, поскольку многие монахи умели создавать книги и рукописи и ухаживать как за лекарственными садами, так и за больными. Однако произведения этого периода просто имитировали произведения классической древности. Работа Плиния Naturalis Historia, работа, включающая мифы и фольклор, деревья и лекарственные растения, написанная примерно в 77–79 годах нашей эры, и De Materia Medica Диоскорда часто упоминаются в классической древности, а переводы широко копируются в Средние века.