Найти тему
Пишу, перевожу

Анатомия теургии - эпический финал северной саги

Оглавление

Второй том дилогии, начало которой я разбирала тут, был прочитан уже давно, однако мысли по нему удалось сформулировать только сейчас. Даже спустя несколько месяцев перипетии сюжета не выветрились из головы, а характеры -- не поблекли.

Структура сюжета

Второй том благополучно закрывает все ветки, намеченные в первой книге.

Два тома дилогии
Два тома дилогии

Стержневой линией, связывающей оба тома в одно целое, остается джумарская экспедиция, чьей задачей было найти решение проблемы демонов и разломов. Во втором томе расследование превращается в прямое противостояние. Недораскрытые моменты также приоткрываются в коротких интерлюдиях. Прием, удачно использованный еще в первом томе.

В сюжет органично вплетаются темы войны и темы противоборства старого и нового в самом широком смысле. Это и противоборство религий, и противостояния традиционного и научного подхода к магии.

Внеличностные конфликты

Угроза демонов

Магнус, некромант крепости Фец, и Ситилла, Проклятая и Палач, сталкиваются с демонами буквально лицом к лицу и могут в полной мере оценить масштабы бедствия, грозящие их родному миру. Однако далеко не все видят в демонах угрозу, некоторые - рассматривают их как решение собственных проблем. Способ собрать воедино разваливающееся королевство.

Так глобальный конфликт, заявленный еще в первом томе, усложняется и выходит на межличностный уровень, к противостоянию королей, перетекающему местами в противостояние идеологий.

Межличностные конфликты

Во втором томе более полно раскрываются персонажи, едва обозначенные в томе первом.

Это и оба короля, ведомые каждый своим пониманием общего блага, и не способные в итоге договориться, и персонажи, казавшиеся поначалу едва не случайными, но получившие прочное обоснование в продолжении истории.

Некоторые из них так интересны, что едва не становятся вровень с главными героями.

Война королей - война религий

Центральное место, все же, занимает конфликт братьев, законного и самозваного короля Севера, приверженца новой религии и поборника старых порядков.

Эта ветка, однако, кажется мне не вполне закрытой.

Не показано, как изменится мир с победой язычества, непонятно, почему окта хуже. Автор прекрасно демонстрирует, как новая религия невольно прорастает в умах язычников. Хотя в противостоянии теургии и гоэтии победила старая вера, упорядоченное все равно сильнее хаоса и исподволь завоевывает умы людей. Архонт победы, явившийся язычнику над полем боя - очевидное тому доказательство. Но, как бы ни был силен образ, мысль остается не вполне раскрытой. Каких-то глобальных изменений, которые бы вывели победившее язычество на новый уровень, нет или они не прописаны четко.

Анатомия теургии, Вадим Скумбриев
Анатомия теургии, Вадим Скумбриев

Теургия против гоэтии

Точно так же, доведена до логического финала, но не имеет четкой развязки и ветка противостояния гоэтии и теургии, проблемы старого и нового, прогресса, и всего, что его тормозит.

Для гоэтии это ритуалы, лишающие ведьм понимания того, что они делают. В теургии - цеховые тайны, мешающие распространению и приумножению знаний.

Проблема заявлена и вроде бы ведется через линии Йона и Альмы, однако в финале читатель не видит, как изменилась, и изменилась ли теургия, и что в итоге стало с гоэтией, хотя возможности есть и для того, и для другого.

Тем не менее, в книге дан прекрасный посыл, позволяющий примирить прогресс с традицией.

Персонажи и их дальнейшее развитие

Некромант Магнус

Главный герой книги во втором томе внезапно отходит на задний план и становится менее интересен. Отчасти это происходит из-за того, что сильнее выступают вперед новые характеры. Отчасти - из-за того, что как персонаж Магнус практически не развивается. Это вполне допустимо, тем более - для описанного характера и его роли в истории. Но автор настолько сильно акцентирует внимание на том, как мрачен Магнус, как он холоден и отстранен, что все время кажется, что вот-вот нам расскажут и эту историю, пояснят, как он стал таким.

Когда загадка нордического характера некроманта так и остается загадкой, чувствуется легкое разочарование.

Проклятая Ситилла

Выгодно выделяется на фоне статичного и потому уже привычного некроманта, уже не способного ко второму тому чем-то по-настоящему удивить читателя. Сильный характер и непростая история Ситиллы невольно перетягивают внимание на себя. Она - едва не единственная из власть предержащих, кто сохраняет способность мыслить здраво и принимать взвешенные решения. Великолепный характер, показанный в развитии.

Глава коэна Альма

Тоже внезапно теряется во втором томе, значительно уступая собственной сестре Роне. Хотя ее чувство вины перед сестрой вполне понятно, совершенно не замотивирована в тексте ее внезапная любовь, заставляющая ее забыть все на свете. Тем более странно это выглядит для взрослой, сильной женщины, какой она вроде бы показана в первом томе. Хотя эту ветку можно было бы логично закрыть, проведя параллель между Магнусом и отцом Альмы, тоже теургом.

Поскольку теургия - единственное, что объединяет эти два персонажа, можно было бы провести характер по сложному пути развития от надежды найти нового наставника взамен отца, через разочарование к осознанию того, что все надо делать собственными силами, не полагаясь ни на кого. Это позволило бы логично закрыть и ветку гоэтии, которую приходится закрывать Гите.

Джумарская колдунья Джаана

Еще один слабо проработанный в плане мотивации персонаж. Ее постоянно выбирают для ответственных заданий: сначала в жарком Джумаре, потом - и на холодном севере. Но почему - совершенно не ясно. В своих словах и поступках она не выглядит ни умной, ни смелой, ни ответственной. На самом деле на протяжении всего романа она только и делает что пытается переложить ответственность на кого-то другого. Она явно хочет убраться подальше от творящегося вокруг хаоса и имеет для этого все возможности. Мотив, заставляющий ее и дальше участвовать во всем этом, никак не прописан.

Ведьма Гита

Прекрасный персонаж взросления, переступивший через гордость, через устаревшие каноны и обычаи - собственным умом, без отца-наставника. На собственных ошибках Гита доходит до того, чему Альму учили, и что она благополучно забыла, погрузившись в любовные страдания и чувство вины.

Рона, сестра Альмы

Наверное, лучший характер всей истории, прошедший огромный путь от беспечной, яркой, жизнерадостной девочки без особых жизненных перспектив к сильной, целеустремленной личности, нашедшей свое призвание.

Йон-вампир

Мог бы стать персонажем взросления, если бы автор зачем-то не отнял у него кульминационную точку развития решением Джааны. Она буквально из рук вырывает у него возможность проявить характер, сделать серьезный выбор. Йон, к сожалению, остается аморфен. Он не стоит того, чтобы Хильда защищала его в финале, он этого ничем не заслужил. Пожалуй, это главное разочарование истории.

Хильда - велиолепный персонаж второго плана

Один из тех, кто к финалу становится едва не живее и интереснее главных героев. Здесь прочерчена совершенно самостоятельная, крепкая и интересная сюжетная линия, раскрытая достаточно, чтобы не вызывать вопросов и органично вплетаться в основную ветку, но обладающая при этом полным набором собственных конфликтов и выборов. Прекрасный пример подсюжета.

Магия истории
Магия истории

Подводя итоги

Несмотря на некоторые мелкие недочеты, дилогия получилась захватывающей, цельной и продуманной.

Тут есть над чем поразмышлять: сама система мира подкидывает интересные мысли, а возникающие на страницах конфликты - порождают вопросы, ответ на которые автор часто оставляет за читателем. Мир этого темного фэнтези далеко не черно-бел, тут нет безусловно правых и виноватых, как нет и однозначного выбора в пользу традиций или прогресса.

Вадим Скумбриев, Анатомия Колдовства - читать роман

Вадим Скумбриев, Анатомия Теургии- читать роман

-4